Бизнеса и общество статьи

На недавнем съезде Российского книжного союза было сказано немало правильных слов о поддержке книгоиздательской отрасли, однако носили они по преимуществу общий характер. Попробуем разобраться в складывающейся ситуации с конкретными цифрами в руках — чтобы сделать соответствующие выводы и выдвинуть конкретные предложения.

По состоянию на июнь 2011 года расходы консолидированного бюджета по статье «Культура, кинематография» составили в целом 92,7 млрд. рублей, по статье «СМИ» — почти 40 млрд. рублей, в том числе по строке «Периодическая печать и издательства» — 5,2 млрд. рублей. С одной стороны, вроде бы немало, однако по сравнению с ассигнованиями на нужды Вооруженных сил РФ и органы внутренних дел (суммарно 576,4 млрд. руб.) эти цифры выглядят не слишком впечатляюще. Даже несмотря на обещанный рост ассигнований в текущем году, реально можно говорить об относительном снижении интереса государства к данным областям, в том числе и к книжной отрасли.

Если предположить, что цена на нефть не сохранит (что вполне вероятно) прежних высоких значений, то центр тяжести в сфере формирования бюджета сместится в сторону налоговых статей: НДС, налоги и взносы на социальные нужды, в т. ч. единый социальный налог. Поэтому не исключено, что на законодательные инициативы со стороны книжной отрасли по возвращению налоговых льгот может быть наложено вето. Тем не менее, следуя высказанному на последнем съезде «Единой России» тезису Председателя Правительства РФ о необходимости формирования гибкой системы налогообложения как стимула модернизации экономики, сообществу все же следует добиваться принятия для отрасли отмененных в 2002 году налоговых льгот.

Еще раз цитируя Путина: «Мы рассчитываем, что российский бизнес будет активно инвестировать в социальные проекты, российскую культуру, образование, подготовку кадров». Применительно к книжной сфере можно сказать, что многие участники рынка подобную миссию уже реализуют; однако поскольку социальная функция сочетается здесь с прямыми или косвенными бизнес-интересами, то роль участников рынка позиционируется в текущем информационном пространстве во многом искаженно. Иными словами, издательский бизнес, согласно общепринятому мнению, —— бизнес высокодоходный и не нуждающийся поэтому в особой поддержке.

Основа для этого уже создается. Стоит отметить ряд идей и проектов, способных послужить отправными точками в формировании новых подходов к поддержке чтения и русского языка. Так, эффективным инструментом увеличения масштабов книжного рынка могло бы быть проведение общероссийского исследования по выявлению интересов читателей в сочетании с системным анализом текущих продаж всего книжного ассортимента (вторая часть этой идеи уже реализуется ИД «Книжная индустрия» совместно с многочисленными региональными партнерами). Ярким образцом грамотного позиционирования книжной культуры в регионах страны является программа «Большое чтение», реализуемая Всероссийской государственной библиотекой иностранной литературы. И наконец, примером партнерства научных и образовательных организаций, технологических компаний, медиаресурсов, издательств и государства в реализации задачи поддержки и сохранения русского языка должен стать Национальный лексикографический центр, создаваемый при участии Российской академии наук, Санкт-Петербургского университета и издательства «Русистика».

Всем, например, известно, что одна из наших ключевых проблем — недоступность для широких слоев населения современного интеллектуального контента, особенно в отдаленных городах и селах: библиотеки, не говоря уже о книжных магазинах, неспособны обеспечить универсальность и регулярную пополняемость фондов. При этом практически в каждом населенном пункте есть отделения двух крупнейших структур: «Почты России» и «Сбербанка». Российский книжный союз мог бы выступить инициатором организации совместных проектов с этими структурами: с «Почтой России» — программы дистрибуции книг по льготным тарифам, а со «Сбербанком» — комплексной программы обеспечения культурных интересов граждан России в регионах, отдаленных от федерального центра.

— Следует добиваться возвращения в 2011 году налоговых льгот для книжной отрасли, отмененных в 2002 году;

— Необходимо выступить с адресованной Правительству России инициативой по реализации конкретных проектов в области поддержки чтения и шире — языковой и информационной культуры в нашей стране.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.