Бизнес в условиях глобализации

Развитие мировой экономики на современном этапе характеризуется высокими темпами глобализации. Процесс глобализации подразумевает под собой интернационализацию социальных, экономических, политических, а также культурных процессов. Глобализация мировой экономики влечет за собой изменение характера производственного процесса. В настоящее время глобализация характеризуется следующими чертами:

1) Интенсивное развитие технико-экономического потенциала стан;

2) Углубление международного разделения труда;

3) Изменение качественных показателей на финансовом рынке;

4) Высокие темпы развития транснациональных корпораций;

5) Развитие телекоммуникационных средств связи.

В условиях глобализации мирохозяйственных процессов более мобильными оказываются субъекты малого и среднего бизнеса, так как они являются более гибкими в условиях изменения конъюнктуры рынка.

Малый бизнес представляет собой форму организации экономической деятельности, задачей которой является поиск способов эффективного использования ресурсов в постоянно изменяющихся и неопределенных условиях экономики.

Важно отметить, что малый бизнес обладает высоким инновационным и экспортоориентированным потенциалом. Именно малый бизнес стабилизирует условия социально-экономического развития, создает новые рабочие места, а также обеспечивает максимальное удовлетворение потребностей населения страны.

Развитие малого бизнеса играет большую роль в развитии конкурентоспособности страны. Рассмотрим основные характеристики малого бизнеса:

1) высокая гибкость организаций;

2) высокий уровень мотивации к осуществлению инновационной деятельности;

3) узкая специализация организаций;

4) склонность к риску;

5) высокая производительность труда;

6) низкие издержки производства.

Изучим показатели малого предпринимательства в разных странах (табл. 1).

Таблица 1. Характеристика субъектов малого предпринимательства

На основе проведения сравнительной характеристики стран можно сделать вывод, что, чем выше доля малого бизнеса в экономике страны, тем выше уровень развития страны и степень ее конкурентоспособности на мировом рынке.

Хотелось бы отметить, что в целом глобализация мировой экономики создает благоприятные условия для развития малого бизнеса, однако, она способна привести и к негативным последствиям.

К негативным последствиям глобализации на развитие субъектов малого бизнеса относятся:

  1. неравномерное распределение преимуществ глобализации между национальными экономиками;
  2. увеличение конкуренции на мировом рынке [1, с. 104];
  3. постоянно изменяющая конъюнктура рынка;
  4. быстрые темпы развития технологических и инновационных процессов.

Хотелось бы отметить, что 68% субъектов малого предпринимательства США прекращают свою деятельность в первые 5 лет своего существования, 62% малого бизнеса в странах Японии и 60% предприятий ЕС — в первые 10 лет. 73% малых предприятий Российской Федерации прекращают свою деятельность в течение двух лет своего функционирования.

Можно выделить факторы, которые предопределяют необходимость изменения условий функционирования субъектов малого бизнеса при глобализации. Такие факторы делятся на внутренние и внешние [2, с. 112].

К внутренним факторам относятся:

  1. некачественное управление в организациях,
  2. низкий уровень собственных оборотных средств,
  3. высокая степень износа оборудования,
  4. трудности в подборе квалифицированного персонала.

Внешние факторы, в свою очередь, могут быть условно разделены на национальные и мировые. К национальным относятся:

  1. существующие проблемы в нормативно-правовой базе,
  2. высокие темпы инфляции,
  3. низкий уровень финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства,
  4. высокая арендная ставка и т.д.

К мировым внешним факторам относятся:

  1. рост издержек, связанных с выходом предприятия на мировой рынок,
  2. ужесточение политики протекционизма,
  3. последствия финансово-экономического кризиса,
  4. увеличение конкуренции на мировом рынке,
  5. увеличение валютных и политических рисков.

Для того, чтобы обеспечить устойчивое развитие малого предпринимательства в условиях глобализации мировой экономики во многих странах осуществляется политики поддержки субъектов малого предпринимательства. При реализации данной политики наиболее часто применяются экономические методы [3, с. 87]. Снижение налоговой нагрузки малых предприятий является косвенным методом поддержки субъектов малого предпринимательства:

  • вычет части прибыли организации из налогообложения;
  • инвестиционный налоговый кредит;
  • метод «патентное окно»;
  • налоговые каникулы;
  • инвестиционная налоговая скидка [4, с. 280].

Дабы повысить экспортную ориентацию субъектов малого предпринимательства, многие страны применяют такие инструменты, как расширение кредитных обязательств, предоставление экспортных кредитов и их страхование. Кроме того, проводится субсидирование предприятий-экспортеров, освобождение от пошлины, торговые льготы.

В условиях глобализации мировой экономики используются такие методы, как стимулирование развития инновационного потенциала, кооперация субъектов малого предпринимательства с крупными предприятиями.

При исследовании механизмов регулирования малого бизнеса в развитых странах можно выявить общие характеристики и возможности их применения в других странах.

Очевидно, что национальные меры государственного регулирования малого предпринимательства должны определяться конкретными целями в каждой стране, учитывая его исторические, политические, культурные, а также социально-экономические особенности.

Увеличение уровня конкуренции на мировой арене способствует качественным изменениям системы организации и управления бизнеса, которая постоянно меняется, адаптируясь к обострению конкурентной борьбы на мировом уровне.

В условиях усиления мировой конкуренции необходимо постоянно развивать инновационный потенциал предприятия, уделяя особое внимание производству качественной и экологичной продукции для повышения уровня конкурентоспособности предприятий малого бизнеса [5, с. 186].

России необходимо совершенствовать нормативную базу регулирования предпринимательской деятельности. Основными направлениями совершенствования выступают:

  1. совершенствование нормативно-правовых актов;
  2. устранение дублирования компетенций органов государственной власти;
  3. усиление контроля государственных органов малого предпринимательства;
  4. упрощение административных процедур;
  5. улучшение инвестиционного климата.

Для создания наиболее благоприятных условий функционирования субъектов малого бизнеса необходимо использовать следующие инструменты:

Приватизация государственной собственности для повышения роли частного сектора в экономике страны;

  • дифференциация налоговых ставок;
  • расширение льгот для субъектов малого предпринимательства;
  • расширение льгот на развитие инновационной и экспортной деятельности малого бизнеса;
  • расширение каналов финансирования;
  • воздействие установлению межфирменных контрактов;
  • повышение квалификации персонала.

Рассмотрим основные показатели деятельности субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации (табл. 2) [6, с. 53].

Таблица 2. Показатели деятельности субъектов малого предпринимательства

в Российской Федерации

Таким образом, можно сделать вывод, что доля занятых в малом бизнесе в общей численности занятого населения в 2015 году увеличилась на 9,6% по сравнению с 2005 годом. Доля оборота денежных средств субъектов малого предпринимательства за 10 лет (2005-2015 гг.) увеличилась на 3,8%. Удельный вес экспорта малых предприятий за 2005- 2015 год увеличился на 1,5%.

Рисунок 1. Сравнительный анализ показателей деятельности субъектов

малого предпринимательства в России, 2005-2015 гг.

Далее проанализируем структуру субъектов малого предпринимательства в России в 2015 году по видам экономической деятельности.

Рисунок 2. Структура субъектов малого бизнеса, %

Следовательно, доля предприятий оптовой и розничной торговли наиболее высока в структуре субъектов малого предпринимательства (38,8%), а наименьшую долю имеют предприятия добывающей промышленности (1%).

Таким образом, доля предприятий, функционирующих в сфере услуг, возрастает в настоящее время (более 66%).

Целями государственной политики развития и поддержки субъектов малого предпринимательства Российской Федерации являются:

  1. повышение социальной эффективности деятельности малых предприятий;
  2. повышение темпов развития малого предпринимательства для улучшения социально-экономического положения страны.

Основными направлениями реализации государственной поддержки малого бизнеса являются:

  1. ужесточение наказаний за нарушение антимонопольного законодательства;
  2. принцип невмешательства органов исполнительной власти в процесс функционирования конкурентной среды;
  3. создание равных условий конкуренции субъектов малого предпринимательства;
  4. усиление деятельности структур поддержки малого предпринимательства [7, с. 64].

Таким образом, субъекты малого бизнеса в условиях глобализации являются более мобильными, они обеспечивают занятость населения, а также высокий уровень развития инновационных технологий и экспорта. Каждое современное государство принимает меры для развития малого бизнеса в целях повышения своего социально-экономического развития.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.