Бизнес в современной экономике
Аналитики отмечают, что сегодня в России основная проблема малого бизнеса заключается в том, что предприниматели сконцентрированы на продвижении товаров зарубежного производства, и не работают на качественное развитие российской экономики. Можно ли подобный подход изменить и какими перспективами сегодня обладает малый бизнес в России?
Содержание
Особенности малого бизнеса

Малые формы бизнеса — неотъемлемый компонент развитой экономики. Именно малые формы бизнеса должны являться основными проводниками новых технологий и методов в сферу массового производства. За счет небольших объемов производства и относительно небольшого парка оборудования малые предприятия обладают гибкостью в вопросах корректировки технологического процесса, и благодаря этому происходит выявление наиболее эффективных инноваций.
При отрицательном же исходе событий потери небольших компаний будут не настолько значимыми, как у средних или крупных предприятий.
Помимо апробационной функции, малое предпринимательство способствует диверсификации производственных процессов путем освоения новых рентабельных ниш.
Бизнесмены, организуя свое дело, рискуют ради самореализации и получения прибыли. Как результат, появляются новые малые фирмы, осваивающие и внедряющие самые последние технологии, превращающие идеи в продукцию реального сектора экономики.
В России для сферы малого бизнеса характерно неравномерное распределение по территориям. Так, более 30% предприятий размещены в Центральном федеральном округе, или, точнее, вблизи Москвы.
Очевидно, что более равномерное субъектов малого бизнеса пошло бы на пользу развитию экономики и внедрению инноваций в остальных федеральных округах, в частности и в тех, где расположено много крупных промышленных компаний.
Распределение по отраслям
Малый бизнес в современной экономике России характеризуется следующими показателями распределения по отраслям.
В каждой из остальных сфер доля малых предприятий не превышает даже двух процентов. Можно прийти к выводу, что на данном этапе в РФ небольшие компании выступают преимущественно в качестве посредников между производителем, зачастую зарубежным, поскольку российская промышленность не в состоянии выдержать мировую конкуренцию, и отечественным потребителем.
Развитие малого бизнеса в стране происходит в основном в сфере быстрого оборота финансовых средств, с дистанцированием от отрасли научных разработок.
Это приводит к существенному понижению инновационного потенциала государства и,

как следствие, к уменьшению его конкурентоспособности на внешнем рынке.
Высокие темпы внедрения начинающих бизнесменов в сферу торговли обуславливаются тем, что в этой отрасли:
- наименьшие риски банкротства;
- достаточно небольшого первоначального капитала;
- существует быстрый оборот капитала.
Можно добавить, что особенности малого бизнеса в России на сегодняшний день таковы, что малое предпринимательство не способствует интенсивному развитию экономики, поскольку не способно выполнить функцию отбора самых перспективных инноваций для дальнейшего внедрения в массовое производство крупными предприятиями. Из всех существующих сегодня малых компаний только 10% функционируют в производственной сфере, а в научном секторе их вообще нет.
Отсутствие связи между промышленным и научным сектором экономики приводит к тому, что изобретения ученых попросту не апробируются и не поступают на этап внедрения на практике.
Причины проблем
Сложившаяся ситуация вызвана несколькими причинами. Во-первых, отсутствует четкая законодательная база, регламентирующая в полном объеме функционирование предприятий малых форм.
Во-вторых, отсутствует эффективная система финансирования малых предприятий. Кредитование — это одна из важнейших проблем российского малого предпринимательства. Сегодня распространена практика предоставления займов под поручительство или залог, которые большинство субъектов малого предпринимательства попросту не могут предоставить.
Из-за отсутствия специальных финансовых учреждений, которые бы занимались обслуживанием малых форм бизнеса, начинающие бизнесмены попадают в особо сложное положение. Невозможность получения кредита сводит к нулю их способность конкурировать с другими компаниями.
В-третьих, есть проблемы с бюрократизацией органов, которые осуществляют надзорные функции.
Государственная политика
В период кризиса от государства ожидают мер по стимулированию деловой активности, в особенности в отношении малого предпринимательства.
Предпочтительные меры налоговой политики должны сводиться к:
-
снижению налоговых ставок;
- предоставлению льготных условий налогообложения для инновационных программ и инвестиций;
- проведению мероприятий ускоренной амортизации.
Однако, несмотря на действующую программу государственной поддержки, особых подвижек в развитии малого бизнеса не ощущается. Правда, июль 2015 года отмечен рядом решительных изменений в принципах налогообложения, подписанием ФЗ о так называемых надзорных каникулах, изменением критериев категорий малого и среднего бизнеса.
Какой должна быть стратегия
Главная стратегия развития малого бизнеса в России, по мнению специалистов, должна заключаться в следующем: общее количество малых предприятий в стране должно превышать 2,5-3 миллиона, которые будут равномерно распределены территориально и по отраслям.
Каждый округ должен развивать те малые формы бизнеса, которые будут наиболее эффективны с учетом характерных особенностей территории.
- Проработать законодательную базу, которой бы регламентировалось функционирование малого предпринимательства в производственных отраслях, выпускающих конечный продукт.
- Разработать эффективную систему кредитования небольших компаний как государством, так и частными финансовыми учреждениями.
- Эффективная поддержка со стороны государства, которая бы способствовала распространению малого бизнеса в научной сфере и производственном секторе экономики.
- Установить связи между научными учреждениями, которые занимаются инновационными разработками, малыми компаниями и предприятиями массового производства.



