Бизнес в сфере культуры

Фото со страницы Brest Stories Guide в Facebook

Белорусские компании последние несколько лет все чаще вовлекаются в поддержку культурных проектов. Причины разные: стремление быть социально ответственным, желание рассказать о себе новой аудитории, убеждение, что занятие предпринимательством — это не только заработок, но и возможность принести пользу обществу.

В нашем материале мы решили рассказать о нескольких интересных проектах, большинство из которых уже сейчас финансово поддерживаются. Они интересны своими идеями, которые могут вдохновить на запуск новых бизнесов в сфере культуры. Кроме того, проекты на стыке культуры и бизнеса помогают в развитии предпринимательской культуры в целом.

AUDITORIUM, Минск

Анна Самарская и Татьяна Зайдаль, проект AUDITORIUM. Фото предоставлено автором

Миссия и цели. Анна Самарская и Татьяна Зайдаль создали проект, миссия которого — заполнить пробел в сфере образования и стать посредником между бизнесом и актуальным гуманитарными знаниями: «Идеи, которые приходят из искусства и культуры, могут стать основой креативных решений для бизнеса, которые выстрелят на рынке. Но мы часто видим, что владельцы и менеджеры бизнесов начинают ощущать нехватку культурных и гуманитарных знаний».

В первую очередь девушки стремятся способствовать тому, чтобы в стране появилось больше критически думающих и образованных людей и хотят повысить доступность гуманитарных знаний для технических специалистов — инженеров, программистов, людей с профессионально-техническим образованием.

На чем зарабатывать. Лекции, образовательные программы по культуре и искусству, которые учат мыслить критически, например, не принимать все как «данное», смотреть на явления с разных сторон, не бояться высказываться публично и т.д.

Планы. Развивать проект, стать крупным учебным центром.

RED ART, Гродно

Фото со страницы Red Art Вконтакте

Мисся и цели. Арт-вечера с вином и рисованием за мольбертами популярны во всем мире. Особых навыков в живописи не требуется, и что рисовать, сюжет или абстракцию, — неважно. Потому что цель — просто хорошо провести время. При этом процесс рисования на таких вечеринках пошагово объясняет и контролирует художник.

Виктория Хотянович, Екатерина Петруций и Елена Побылец изучили опыт арт-вечеринок в Минске и решили организовать такой досуг в своем родном городе. Так в Гродно появился проект RED ART.

К чему стремятся авторы проекта? Чтобы было больше здоровых и счастливых людей. Поэтому рассчитывают, что в будущем участники проекта будут прибегать к этому виду арт-терапии и самостоятельно, в своем привычном окружении, например, дома.

Фото со страницы Red Art Вконтакте

На чем зарабатывать. Платные занятия проходят в кафе и ресторанах Гродно, в уютной и расслабленной атмосфере. Как уже показала практика, вечеринки пользуются особой популярностью у женщин — их около 80%. Остальные 20% — это мужчины в возрасте 25−40 лет.

Фото со страницы Red Art Вконтакте

Планы. Авторы проекта хотят, чтобы рисование стало популярным городским видом отдыха и развлечения: «Любой человек, любой профессии может создавать свои интерпретации картин, рисовать после рабочего дня, либо в выходной, с помощью направляющего художника. Занятия помогают раскрепостить людей и дать им бóльшую свободу и уверенность в себе и своих способностях».

В ближайшее время девушки планируют открыть свое пространство с обучением различным направлениям прикладного искусства, лекциями, коворкингом — проект показал, что арт-терапия очень востребована у гродненцев.

Месяц фотографии в Минске

Андрей Ленкевич, фотограф, организатор фестиваля «Месяц фотографии». Фото предоставлено автором

Мисся и цели. Три года назад у Андрея Ленкевича, фотографа, появилась идея объединить своих белорусских коллег на одной площадке — создать фестиваль, в рамках которого можно было бы проводить лекции, дискуссии, обмениваться опытом, делать выставки фоторабот. Бюджета не было, поэтому парень начал искать партнеров, которым предлагал участие в рамках проекта.

Первый Месяц фотографии в Минске прошел в 2014 и сразу привлек к себе внимание — благодаря партнерству стало возможным кроме выставок организовать лекции, презентации книг, проектов, а также приглашать мировых знаменитостей. К примеру, Мартина Парра, английского фотографа и фотожурналиста, работающего в жанре документальной фотографии повседневности.

Работа Мартина Парра. Фото с сайта static.wixstatic.com

Сейчас выставки посещают более 10 тыс. человек, большинство — от 25 до 35 лет. Проходят мероприятия в разных арт-точках Минска, к примеру, в Галерее «Ў», Пространстве ЦЭХ, лофт-проекте «Балки» и т.д., а также в других городах Беларуси.

Фотовыставки в рамках фестиваля каждый раз дают почву для размышления:

  • «Коммуналки» — Франсуазы Югье, которая снимала рекламу для Yves Saint Laurent, при создании этой коллекции фото четыре года жила в коммунальной квартире
  • «Реальный мир» — беспристрастный взгляд Парра и Римальдаса Викшрайтиса на деревню, быт и безденежье
  • «FASHION IS MY PASSION! Модная индустрия 70х-90х гг.: белорусский формат»
  • «How I die?» — показаны ассоциации людей со смертью, их представления и размышления на эту тему и еще многие другие интересные работы и др.

На чем зарабатывать. Пока единственный доход организаторы получают от продажи билетов. Но фестиваль поддержал Институт Гёте в Минске, который помог издать каталог мероприятия для продажи. Проект также заинтересовал представительство Samsung в Беларуси, Институт Польский в Минске, Посольства Франции, Литвы, Латвии, США, Нидерландов и т.д., которые могут проводить выставки, в т.ч. и платные, на своей территории.

Планы. В ближайшие 10 лет Андрей планирует:

  • Открыть Бюро Месяца фотографии в Минске — постоянно действующей выставочной площадки
  • Создать коллекцию, которая станет основой для Музея фотографии
  • Заложить традиции публичного обсуждения фотографии — пока публичных обсуждений, профессиональных высказываний и критики в области фотоискусства в Беларуси почти нет
  • Учредить премию в рамках фестиваля по результатам года

В планах на ближайшие несколько лет — благодаря регулярной активной деятельности в области искусства фотографии открыть в нашей современной культуре новую область. Чтобы у профессионалов появилось больше возможностей и стимулов для развития, а широкая аудитория получила доступ к эксклюзивным источникам по современной фотографии.

Cinema Perpetuum Mobile, Минск

Координаторы фестиваля Cinema Perpetuum Mobile Лера Грин (слева) и&nbsp; Cinema Perpetuum Mobile Анна Роженцова (справа). Фото с&nbsp;сайта kultprosvet.by<br />» src=»http://bizguid.ru/wp-content/uploads/50572/tmp-6911df41-9299-480f-bb9e-54de79c0275e.jpg» title=»Координаторы фестиваля Cinema Perpetuum Mobile Лера Грин (слева) и&nbsp; Cinema Perpetuum Mobile Анна Роженцова (справа). Фото с&nbsp;сайта kultprosvet.by<br />«></div>
<p>
<strong>Миссия и цели.</strong> В 2011 в Минске сообщество киноманов Kinaklub.org. основало международный фестиваль короткометражных фильмов Cinema Perpetuum Mobile. Сегодня он проходит не только в городах нашей страны, но и за ее пределами. По словам Леры Грин, <em>«фестиваль позволяет познакомиться с мировыми премьерами, а также расширить аудиторию белорусского короткометражного кино»</em>.
</p>
<p>
Особенность короткометражного кино — лаконичность, точное распределение времени на идеи, сцены, героев. «Короткий метр» говорит только самое важное и нужное за 35−45 минут, и потому имеет сильное воздействие на зрителя. Аудитория фестиваля — киноманы и люди, готовые выйти из привычных «зон комфорта», ведь короткометражное кино не очень распространенный вид отдыха.
</p>
<p>
Как отметила Анна Роженцова: «Для деловых людей наш формат, возможно, не достаточно светский, но любой на наших показах окунется в альтернативное визуальное искусство, узнает о социальных проблемах, например о миграции, одиночестве городского человека, о гендерных проблемах и др.»
</p>
<p>
<strong>На чем зарабатывать.</strong> Билеты на показы могут быть и платными, и бесплатными. Цена обычно не больше 5 рублей. Средства от продажи идут на компенсацию расходов организаторов. «<em>Возможно, в будущем, учитывая темп жизни, такая форма станет предпочтительнее для зрителей из-за хронометража и информативности,» —</em> предполагает Лера Грин.
</p>
<div class=Фото с сайта cs629410.vk.me

Планы. Организаторы мечтают о включенности жанра в общий культурный контекст, ставя перед собой достаточно амбициозные задачи:

  • Продвижение молодого белорусского кинематографа в Беларуси и на международном уровне
  • Поиск новых форм и тенденций на стыке любительского и профессионального искусства
  • Исследование социальных проблем средствами кино
  • Сотрудничество и горизонтальные связи с международными киносообществами

Ну и «супер план» организаторов — пригласить зрителей в мир немассового кино, побудить к саморазвитию и захотеть интересоваться чем-то большим, чем обычная и привычная жизнь.

Brest Stories Guide, Брест

Оксана Гайко, проект Brest Stories Guide. Фото с сайта www.vb.by

Мисся и цели. Проект Brest Stories Guide — выделяется среди многих проектов. В первую очередь тем, что это — путешествие, цикл документальных аудиоспектаклей в городском пространстве Бреста, посвященных теме антисемитизма и уничтожения брестской еврейской общины в 1941–1942 годах.

Идея проекта обладает потенциалом, он создан на стыке искусства, исторического наследия и туризма, может быть использован в образовании и поднимает важные этические вопросы. Оксана Гайко — автор идеи и режиссер проекта, считает, что важно помнить о том, что происходило в городе в годы войны:

— Перед началом войны в Бресте проживало около 24 000 евреев (45% населения города). Все они были уничтожены, выжили около 20 человек. Холокост и разрушение знаковых для еврейской жизни объектов в пространстве города стерли и память о еврейской общине.

Брест, 3 июля 1941г. ©Amateurfotograf Albert Dieckmann, Deutsch-Russisches Museum Berlin-Karlshorst © Фотограф-любитель Альберт Дикманн, Германо-российский музей Берлин-Карлсхорст. Фото со страницы Brest Stories Guide в Facebook<br />» src=»http://bizguid.ru/wp-content/uploads/50572/tmp-dd1c4952-f143-43f6-ab3e-af3d23faadee.jpg» title=»Брест, 3 июля 1941г. ©Amateurfotograf Albert Dieckmann, Deutsch-Russisches Museum Berlin-Karlshorst © Фотограф-любитель Альберт Дикманн, Германо-российский музей Берлин-Карлсхорст. Фото со страницы Brest Stories Guide в Facebook<br />«></div>
<div class=

Как отметила Оксана: «Хочется отдать дань памяти людям, которых никто не чествует, чьи голоса не слышны. Я называю этот проект виртуальным памятником. Настоящий мы не можем поставить. Пусть будет виртуальный».

На чем зарабатывать. История часто остается невидимой. Увидеть и услышать прошлое теперь можно, взяв на вооружение уникальный опыт Brest Stories Guide, который поддерживается CHOICE — проектом по охране и переосмыслению культурного наследия, усилению потенциала общественных организаций в сфере культуры. Это аудиоспектакль-экскурсия по «несуществующему» Бресту. Текст в нем читают заслуженные белорусские артисты.

Зритель перемещается по карте через приложение на телефоне. Как считают организаторы, использовать электронные средства для того, чтобы доносить до нынешнего поколения послания о прошлом — хорошая идея. Скачать приложение можно бесплатно на сайте проекта, но организаторы планируют подключить систему добровольных пожертвований, а также добавить белорусскоязычную, англоязычную и, может быть, польскоязычную версии.

Фото предоставлено автором

Идея сделать такое приложение зародилась еще в 2013 году, когда Оксана начала работу над проектом «Гісторыі Беларусі». Сегодня Brest Stories Guide — результат совместной работы около 20 человек: ИТ-разработчиков, историков, экспертов еврейских организаций, а также актеров брестских театров

Работа с архивными источниками для Brest Stories Guide с немецким историком Кристианом Ганцером. Фото со страницы Brest Stories Guide в Facebook

Планы. Аудитория — это жители Бреста, туристы и все, кто интересуется новаторскими туристическими и культурными продуктами. Поэтому перспектива — новые маршруты и новые истории, привелечение туристов в Беларусь. «Путешествие по несуществующему городу» — такое туристическое предложение может «сработать» в любом месте Беларуси.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.