Бизнес в области туризма

ТВ. ВЛАСОВА

Татьяна Владиславовна ВЛАСОВА — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления социальной сферой

СПбГУЭФ

В 1980 г. окончила Ленинградский финансово-экономический институт им. H.A. Вознесенского.

Автор более 50 научных работ, в том числе 6 коллективных монографий.

Сфера научных интересов — региональная экономика, экономика

социальной сферы, экономическая социология. ^ ^ ^

МАЛЫЙ БИЗНЕС И РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТУРИЗМА

Многие регионы России обладают значительными потенциальными возможностями развития различных видов туризма (рекреационного, экологического, водного, круизного, культурно-познавательного). Несмотря на государственную поддержку в форме различных программ, а также интереса бизнеса, качественного прорыва на региональном уровне в данной сфере пока не произошло. Природные, культурные и исторические объекты, которыми обладают территории, используются далеко не в полной мере, экономическая и социальная отдача от них могла бы быть значительно выше. Среди основных причин такого положения следует указать на институциональные проблемы, недостаток инвестиций, неразвитость туристической инфраструктуры.

Более детальный анализ проблем развития туризма может быть проведен на примере трех регионов Северо-Западного федерального округа — Ленинградской, Новгородской и Псковской областей. Эти территории и раньше, в советский период, и теперь, в условиях рыночной экономики, позиционируют себя как туристические. Прежде всего речь идет о культурно-познавательном туризме, который в общем турпотоке составляет в Новгородской области 67 %, Псковской — 57 %, Ленинградской — 35 % [3, с. 6]. В настоящее время туризм рассматривается органами управления данных регионов как приоритетная отрасль, что отражено в долгосрочных социально-экономических и целевых туристических программах. При этом во всех регионах заинтересованными сторонами признается факт недоста-n ** А

точного развития сферы туризма.

Основной блок проблем, характерных для всех трех регионов, связан с состоянием туристической инфраструктуры и соответствующим уровнем предоставляемых услуг. Среди таких проблем можно указать следующие:

• низкий уровень благоустройства туристических городов и их исторических центров (плохое состояние домов, улиц и тротуаров, недостаток зелени, цветов, уличной скульптуры, фонтанов, уголков отдыха и других элементов городской среды);

• несбалансированность гостиничного сектора по спросу и предложению мест размещения (преобладают 3-й 4-звездочные отели при нехватке гостиниц туркласса, хостелов, ориентированных на основной сегмент тур иегов — школьников, студентов, молодежь, пенсионеров);

ГРНТИ 06.71.57 ©Т.В.Власова, 2012

Анализ состояния сферы туризма в Ленинградской, Новгородской и Псковской областях основан на материалах групповых фокусированных интервью, проведенных в рамках проекта Министерства культуры РФ «Сохранение и использование культурного наследия в России» в 2009-2010 гг. Участники фокус-групп — сотрудники региональных и муниципальных администраций, представители учреждений культуры, малого бизнеса в сфере туризма и население.

Под заинтересованными сторонами понимаются участники групповых фокусированных интервью.

• сеть общественного питания развита достаточно хорошо, но нуждается в повышении качества предоставляемых услуг; повсеместно очень слабо представлена местная кухня;

• плохое состояние дорог и придорожного сервиса (парковки, стоянки, туалеты); проблема общественных туалетов существует даже в ряде крупных туристических городов, например в Пскове;

• слабое развитие водного транспорта и инфраструктуры как для доставки туристов в дестинации, так и для водных экскурсий и прогулок;

• местная сувенирная продукция не отличается многообразием и оригинальностью, что связано с упадком ремесленничества и его слабой поддержкой;

• слабое развитие сферы досуга и развлечений для туристов, особенно с вечернее и ночное время;

• отсутствие развлечений для детей и туристических объектов, ориентированных на детей / родителей с детьми;

• недостаточное информационное обеспечение туристов (отсутствие указателей, схем проезда или прохода, сведений об объектах культурного наследия, календарей культурных событий, мало информации на иностранных языках и пр.).

Кроме того, существует ряд общих проблем, непосредственно связанных с культурно-познавательным туризмом: плохое состояние памятников культурного наследия, однообразие экскурсионного обслуживания, слабое использование интерактивных и иных инновационных форм работы с туристами и посетителями музеев, неразвитость событийного туризма и пр.

Среди причин сложившейся ситуации в сфере туризма в Ленинградской, Новгородской и Псковской областях представителями заинтересованных сторон было указано на трудности малого предпринимательства, силами которого в значительной мере развивается туристическая инфраструктура в регионах:

— сложность доступа на финансовые рынки и рынки недвижимости (представитель малого бизнеса:

«Мы теряем возможность развития малого и среднего бизнеса там, где оно должно просто быть по определению. Каждый памятник должен быть окружен набором простейших услуг: кафе, минигостиниц, сувенирных лавок, ларьков, которые просто должны давать возможность заработать тем, кто может это сделать»; представитель малого бизнеса: «Что касается инфраструктуры, она развивается, как весь малый бизнес в России, очень медленно и плохо, потому что кредиты не получить, никто не дает»);

— нарушения инфорсмента прав собственности и контрактных обязательств (представитель учреждения культуры: «У нас только один был пример, когда владельцы сувенирной лавки сумели „отыграть“ у областного управления имущества деньги, потраченные на косметический ремонт. Но они потратши на это полгода, т. е. не работают даже законодательно прописанные процедуры»);

— трудности получения необходимых деловых консультаций, прохождения обучения или переподготовки кадров (представитель малого бизнеса: «Нам не хватает и знаний, наверное, в том числе, но получить нам их, к сожалению, негде»);

— сложности взаимодействия государственных музеев, особенно музеев-заповедников и туристического бизнеса (предприниматель: «Музеи очень резко выступают против экскурсоводов помимо музейных»; работник музея: «Костюмированные представления, анимация — вот чего не хватает в нашем музее… У нас такое предприятие было задумано… директор посчитал, что это не совсем выгодное дело»);

— сложность согласованности действий всех участников регионального рынка туристических услуг (представитель администрации: «Нет взаимодействия между различными организациями, структурами, учреждениями, получается, что каждый работает только на себя и для себя, узко, в своем каком-то круге, а взаимодействия не прослеживается»).

Решение указанных проблем зависит, в том числе, и от государственного регулирования туристской деятельности, которое должно быть направлено на координацию участников, снижение административных барьеров, действенную, а не формальную поддержку малого бизнеса.

Координация деятельности в сфере туризма, которая для своего успешного развития требует одновременных и взаимосвязанных действий различных сегментов (экскурсионное обслуживание, питание, транспорт, сувениры, досуг, благоустройство, информация и пр.), является актуальной проблемой для всех рассматриваемых регионов. Здесь наблюдаются так называемые «провалы рыночной координации», преодолеть которые можно с помощью внешнего регулятора. Чаще всего таким регуля-

тором выступает государство, которое использует для этого различные инструменты («институты развития») [2]. В сфере туризма это могут быть государственные / муниципальные автономные учреждения или некоммерческие партнерства, созданные с участием региональных / муниципальных органов, деятельность которых будет направлена на координацию участников туристического рынка. Подобный институт существует в Новгородской области — это некоммерческое партнерство «Офис туризма Великого Новгорода» и созданное на его основе муниципальное автономное учреждение «Центр развития туризма „Красная Изба“», которые выполняют информационные, маркетинговые и координационные функции в туристической индустрии области и города. Успехи Новгородской области и Великого Новгорода в сфере развития туризма, наблюдаемые в последние годы, связаны, в том числе, с наличием органа, координирующего и объединяющего данную сферу. В других регионах подобных институтов нет, и в целом наблюдается слабое развитие некоммерческого сектора, способного выполнять своего рода посреднические функции между властью и бизнесом, развивать партнерство, оказывать действенную консалтинговую поддержку в сфере туризма, включая анализ рынка, подготовку проектов, обучение, проведение тренингов, ознакомительных поездок для изучения лучшей практики и пр.

Необходимо совершенствовать такие инструменты регулирования сферы туризма, как региональные и муниципальные программы. Одним из направлений должно стать расширение круга бенефициаров подобных программ за счет микробизнеса и самозанятости в сфере культурно-познавательного туризма. Поддержка таких форм занятости, прежде всего в инфраструктуре туризма, будет способствовать решению не только экономических, но и социальных задач, поскольку они позволяют существенно расширить число вовлеченных в туристический бизнес, реализовать инициативу лиц, не имеющих собственного капитала, предоставить новые рабочие места для социально уязвимых слоев населения (молодежь, женщины, воспитывающие детей, пенсионеры и др.). Подобные меры будут иметь положительные социальные эффекты для малых городов и небольших населенных пунктов, обладающих культурными и историческими объектами.

На основе малого и микробизнеса при поддержке региональных и муниципальных проектов и программ могут быть реализованы следующие важные направления в туризме.

Развитие туристической инфраструктуры пешеходной доступности. Цель — создание вблизи культурно-исторических объектов сервисной туристической инфраструктуры. Форма поддержки — региональные целевые программы и отдельные муниципальные проекты. Объектами инфраструктуры пешей доступности для туристов могут стать: небольшие частные музеи, выставки; сувенирные лавки; мастерские народных промыслов; дегустационные залы.

Развитие сопутствующих туристских объектов транспортной доступности. Цель — использование рекреационного и культурно-исторического потенциала объектов, пока не включенных в туристические маршруты, оказание релаксационных и логистических услуг туристам. Форма поддержки — региональные и муниципальные проекты, реализуемые на условиях частно-общественного партнерства. Объектами транспортной доступности для туристов могут стать: объекты, имеющие историческую, культурную, религиозную ценность; досуговые учреждения; спортивные и оздоровительные центры.

В числе объектов, имеющих историческую, культурную, религиозную ценность, для туристов интерес могут представлять, в первую очередь, крепости, церкви, усадьбы, городища в населенных пунктах, находящихся вблизи традиционных туристических маршрутов. Поддержка и функционирование подобных объектов могут осуществляться совместно администрацией муниципального образования, местными предпринимателями, заинтересованными в привлечении дополнительного потока туристов, развитии историко-культурных и паломнических маршрутов.

Развитие промежуточных туристских логистических пунктов. Цель — создание более комфортных условий посещения туристами культурно-исторических объектов. Промежуточные туристские логистические пункты — это оборудованные для приема автобусов и автомобилей парковки, расположенные на трассе движения к туристическим объектам и имеющие точки питания, магазины сувениров, комнаты отдыха и т. п. Развитие промежуточных логистических пунктов позволяет создать дополнительные рабочие места для населения близлежащих поселков и деревень. Источником финансирования создания логистических пунктов могут быть региональные целевые

программы развития туризма, муниципальные программы поддержки малого бизнеса, проекты фонда развития малого предпринимательства и пр.

Расширение фестивальной, концертной деятельности, поддержка развития художественного творчества населения. Развитие культурно-познавательного туризма является фактором усиления гуманитарного потенциала территории и дает дополнительный импульс духовному развитию локального социума. Способствовать более активному использованию гуманитарного потенциала может поддержка художественной самодеятельности населения, расширение фестивальной, концертной деятельности в муниципальных образованиях. К проведению костюмированных праздников, организации костюмированной анимации, исполнению народных песен и танцев может быть привлечено местное население разных социального статуса и возрастных категорий — от молодежи до пенсионеров. Источником финансирования фестивальной и концертной деятельности, развития художественной самодеятельности могут служить средства различных гуманитарных фондов, целевых программ Министерства культуры Российской Федерации и региональных программ, средства спонсоров, рекламодателей, заинтересованных в представлении своей продукции на массовых мероприятиях.

Содействие развитию микробизнеса в сфере садоводства, цветоводства, огородничества. Это направление может дать двойной эффект: во-первых, оно будет способствовать созданию новых рабочих мест и развитию самозанятости населения, во-вторых, расширит спектр услуг, оказываемых туристам (продажа цветов, свежих овощей, фруктов и ягод, а также варений, солений и пр.). Для этого необходимы организация цивилизованных рынков сбыта, внедрение системы контроля качества, общей торговой символики и пр. Финансирование развития в этом направлении садоводства, цветоводства, огородничества на территориях, сопряженных с объектами культурного наследия, можно осуществлять из средств целевых региональных программ поддержки малого и микробизнеса.

Для повышения эффективности региональных и муниципальных программ и проектов в сфере туризма необходимо на всех стадиях их разработки и реализации внедрять процедуры оценивания. Оценка программы — это систематический сбор информации о деятельности в рамках программы, ее характеристиках и результатах, который проводится для того, чтобы высказать мнение о программе, повысить эффективность, определить ее результативность [1, с. 27]. Для оценки результативности программ, целью которых является развитие инфраструктуры туризма и расширение круга лиц, занятых в этой отрасли, необходимо использовать дополнительные показатели. Помимо традиционных результативных показателей (число туристов, средняя продолжительность пребывания, объем оказанных услуг), следует рассматривать в качестве оценочных такие показатели, как «количество созданных рабочих мест в сфере туристских услуг», «число самозанятых в сфере туризма».

Поддержка малого и микробизнеса, действующего в туристической инфраструктуре, не только способствует развитию туризма и увеличению его вклада в экономику территории, но и обладает существенным социальным эффектом: расширение занятости и самозанятости населения, приобщение к культурным традициям, формирование местного патриотизма и позитивного отношения к туристам со стороны населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Оценка программ: методология и практика / под ред. А.И. Кузьмина, Р. О’Салливан, H.A. Кошелевой. М.: Изд-во «Престо-РК», 2009. 396 с.

2. Солнцев О.Г., Хромое М.Ю., Волков Р.Г. Институты развития: анализ и оценка мирового опыта // Проблемы прогнозирования. 2009. № 2. С. 3-29.

3. Турбарометр Новгородской области. Итоги 2009 г. Аналитический обзор туриндустрии Новгородской области в 2009 г. // Информационный портал «Культура Новгородской области». URL: http://culture.natm.ni/ statistika-0.html (дата обращения: 12.11.2011).

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.