Бизнес процесс обучения и развития персонала

Как можно выстроить разные виды обучения персонала внутри компании, используя процессный подход, рассказывает бизнес-тренер Александр Сагалович.

— Как и процессы найма, адаптации и мотивации, о которых я писал в прошлых материалах, деятельность по обучению персонала должна реализовываться системно, преследовать корпоративные цели. Она является частью общей системы бизнес-процессов компании. О том, как организовать систему обучения, используя процессный подход, я расскажу в этой статье.

  • типов и задач обучения;
  • инициирующих обучение процессов;
  • конечного продукта процессов.

Предположим, что цель обучения — подготовка сотрудников-новичков к самостоятельному исполнению обязанностей. В рамках этого процесса проводится:

2. Обучение работников, имеющих необходимую подготовку, работе с учетом особенностей компании: ее процессов, оборудования, программного обеспечения, клиентов и т.д.

4. Обучение правилам корпоративного поведения.

Фото с сайта www.u-b-s.ru

Кроме того, рекомендуется разрабатывать различные программы первоначального обучения для менеджеров среднего и высшего звена, инженерно-технических работников, специалистов по обслуживанию клиентов и т.д.

Основой для планирования первоначального обучения является план набора персонала. Он составляется на основе статистики и планов развития компании. Конкретные группы комплектуются по заявкам, поступающим из процесса найма персонала.

Повышение квалификации и переквалификация

  • для повышения эффектности работников;
  • освоения новых методов работы;
  • создания кадрового резерва как для вертикального роста, так и для горизонтальной ротации.
Фото с сайта izvestia.ru

Стажировка в должности — это по сути временное исполнение обязанностей, как самостоятельное, так и под наблюдением наставника.

  • план развития персонала, который формируется в соответствующем процессе;
  • заявки, которые могут поступать из процессов аттестации персонала или развития компании.

Обучение по ошибкам

Предположим, в ходе деятельности компании появляется информация:

В ходе какого-либо процесса управления, например «Проводить ежемесячный анализ деятельности», эта информация обрабатывается, анализируется. Затем определяются причины отклонений и нарушений. Условно работы по их устранению можно объединить в 2 группы:

Для устранения второй группы причин нарушений и проводится обучение по ошибкам. То есть необходимо точно установить, каких именно работников необходимо обучить, и — чему конкретно. После чего провести обучение. Подготовка проводится в основном силами внутренних преподавателей.

Обучение по изменениям

Цель этого типа обучения — сделать внедряемые изменения максимально эффективными, проведя дополнительное обучение. Изменения, требующие обучения, могут происходить при:

Соответственно, любая деятельность по внедрению каких-либо изменений должна предусматривать обучение персонала. При этом такое обучение является типичным методом для адаптации, доработки и оптимизации внедряемых изменений путем обкатки и получения обратной связи от работников.

Предлагаю возможную схему структуры бизнес-процессов обучения персонала с указанием основных входов и выходов процессов. Также на схеме отображены некоторые наиболее важные связи с другими процессами компании.

Не относитесь к обучению персонала как к еще одной «неприятной» статье затрат. В предложенной выше схеме любое обучение имеет конкретную цель. В такой ситуации вероятность сценария «мы его обучили, а он уволился» очень невелика.

Постарайтесь не превращать процессы обучения персонала в бюрократический ритуал. Сводите бумажные оформления к минимуму: программы обучения, краткие конспекты, базовые требования и цели обучения и т.д. Все важные результаты заносите в базу данных персонала. Используйте программные средства для учета заявок и планирования обучения, как минимум электронную почту и файл Excel.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.