Бизнес планирование в туризме

В каждой индустрии, в том числе и втуризме, особенности бизнес-планирования выявляются прежде всего исходя из специфики характера деятельности и материальной базы их осуществления. Сэтой точки зрения туризм как отраслевая сфера является составным комплексным объектом. Концентрироваться лишь на самом туристическом продукте и на деятельности по его реализации было бы неправильно, поскольку значительное и, на наш взгляд, центральное место в данной отрасли занимают туристы — потребители туристических услуг.

В современных условиях, как известно, на развитие туриндустрии существенное влияние оказывают геополитика, проблемы в финансовом секторе экономики, девальвация рубля и падение реальных доходов населения.

По мнению авторов, при формировании бизнес-плана в туристической индустрии следует учитывать правовой [1, 2], финансовый [5, 15, 23, 24, 31], управленческий [3, 4, 11–13, 20, 27], экономический [7–10, 18, 19] и другие аспекты. Важно учитывать факторы не только внутренней, но и внешней среды [6]. Рынок туристических услуг по своей сущности высококонкурентный [16, 17], в связи с этим необходимо создать систему высокоэффективного управления ресурсами [21, 23, 25, 26, 28].

Опыт показывает, что заявленные показатели зачастую не имеют отношения к реальному положению дел. Действительно, могут произойти непредвиденные события («черные лебеди»), но даже их при должном подходе можно спрогнозировать с достаточно высокой вероятностью. Важно активно использовать методы экономико-математического моделирования [11, 12], прогнозирования и планирования [7–10]. Планирование должно основываться на подробных расчетах [32, 33], а не на интуиции. Важно умело прогнозировать затраты [14]. Как показывает практика, затраты в большинстве планов являются заниженными.

В организациях туриндустрии по-прежнему недостаточно используются современные IT-технологии, которые позволяют существенно сократить затраты и повысить экономическую эффективность хозяйственной деятельности [20, 29, 30].

Осознать суть туристической деятельности поможет системный подход. На наш взгляд, объект туристского интереса является первичным элементом в туризме. Вшироком понимании данный объект может представлять собой определенную территориально обусловленную совокупность критериев, побуждающую предпринять туристическую поездку.

В числе данных параметров находятся самые различные объекты: территории, характеризующиеся определенными природно-климатическими условиями, зарубежные страны, природно-ландшафтные территории, культурно-исторические памятники и др. Территории, располагающие множеством подобных объектов, обладают повышенным потенциалом развития туризма, поскольку представляют интерес для значительного количества туристов [35].

Уровень туристической привлекательности можно рассматривать как критерий тех или иных территорий или объектов. Однако при этом туристический интерес трудно измерить с точки зрения социально-экономических, политических и других критериев, что является определенным препятствием при учете данного критерия в ходе планирования деятельности предприятия.

В данной ситуации к нам на помощь приходят такие программные продукты, как ПП «DEMIS», используемые в практической деятельности при создании систем оценки туристической привлекательности территорий и объектов [34].

Таким образом, туристический интерес представляет собой один из главных определяющих моментов в бизнес-планировании развития объектов индустрии туризма. Не принимая во внимание этот наиважнейший фактор, невозможно предположить вероятный спрос на туристические услуги и выявить их оптимальные характеристики. Вразделах маркетингового планирования отраслевых бизнес-планов идеи формирования и поддержания туристического интереса должны быть базовыми.

К сфере туризма при системном подходе можно отнести всю совокупность информационных, организационных, материально-вещественных и других критериев, формирующих условия, способные удовлетворить интерес туриста. Важное значение здесь имеют участвующие в этом комплексе предприятия и организации, такие как:

—объекты, оказывающие услуги по размещению туристов;

—объекты, осуществляющие турагентскую и туроператорскую деятельность;

—компании, выполняющие обслуживающие и другие вспомогательные функции при оказании туристических услуг [35].

Организации, которые можно отнести к объектам первой группы, являются материально-вещественной основой сферы туризма. Вчисле данных предприятий можно назвать объекты размещения гостиничного типа (гостиницы, пансионаты, мотели) и дополнительные средства размещения (гостевые дома, кемпинги, молодежные общежития, туристические и спортивно-оздоровительные комплексы базы и т.п.). На сегодняшний день в мире не существует унифицированной системы классификации объектов размещения, что, безусловно, усложняет процесс выбора необходимого типа размещения.

К объектам второй группы можно отнести туроператоров и фирмы, которые осуществляют агентскую деятельность.

В свою очередь, к последней достаточно обширной группе причисляются организации, которые выполняют вспомогательные функции по отношению к деятельности по оказанию основных туристских услуг. Среди таких фирм можно назвать компании по производству сувениров и товаров с символикой, рекламные агентства, информационно-аналитические службы, автотранспортные предприятия, переводческие бюро и т.п. [36].

Как уже было отмечено, в индустрии туризма основной объем фондов отрасли приходится на объекты размещения. Как и индустрия туризма в целом, за годы реформ эта область подверглась масштабным преобразованиям. Восновном этот процесс обусловлен тем, что общество, которое ранее было достаточно однородным, значительно расслоилось, и возник спрос на гораздо более разнообразные, нежели ранее, туристические услуги. Также на предоставляемый ассортимент туристских услуг значительно повлияли процессы либерализации в области въезда и выезда из страны и другие подобные социально-экономические факторы. Ксожалению, глобальное преобразование индустрии туризма до сих пор сдерживается недостаточно высоким материальных положением населения.

Итак, учитывая весь изученный ранее материал, рассмотрим некоторые особенности бизнес-планирования объектов, относящихся к индустрии туризма. Анализируя процессы развития организаций, осуществляющих различную деятельность в сфере туризма, мы можем выделить два главных направления инвестиционной деятельности:

1)развитие и совершенствование существующих объектов размещения;

2)создание новых объектов размещения с учетом расширившегося разнообразия видов туристской деятельности и туристских услуг [34, 35].

Как правило, инвестиционные проекты по уже функционирующим объектам размещения заключаются в доведении их до требуемого уровня по качеству и полноте набора предоставляемых туристских услуг в результате модернизации либо реконструкции. Потребность в объектах размещения, предоставляющих услуги экстра-класса, обусловила довольно масштабное строительство в ряде городов, где был выявлен устойчивый спрос на подобные объекты (это, прежде всего, столица, ряд курортных городов и т.п.).

Нам представляется, что для России достаточно перспективным направлением вложения инвестиций в туризм может стать создание (восновном в результате нового строительства) по тем или иным причинам не получивших ранее широкого распространения таких организаций сферы гостеприимства, как гостиничное хозяйство, либо дополнительные средства размещения (кемпинги, мотели и т.п.).

Не стоит забывать, что не менее важным аспектом в бизнес-планировании является определение максимально рациональной организационно-правовой формы осуществления инвестиционного проекта. Для модернизации либо реконструкции предприятий индустрии гостеприимства необходимо располагать довольно вескими основаниями. На наш взгляд, среди основных предпосылок данного процесса можно назвать следующие:

—переход к организационно-правовой форме, расширяющей возможности привлечения дополнительных финансовых средств для осуществления инвестиционных проектов;

—необходимость установления более удобных взаимоотношений между собственниками объектов [35].

Схожий вопрос стоит и перед инициаторами инвестиционных проектов создания новых предприятий. Основополагающим принципом, которым необходимо при этом руководствоваться, выступает принцип рациональной достаточности [34].

Как известно, все организационно-правовые формы по степени свободы собственников участвовать в управлении своим имуществом (в том числе и самим правом собственности) и бизнесом можно по степени гибкости распределить от простых товариществ до открытых акционерных обществ.

При этом данные организационно-правовые формы располагаются по степени простоты и жесткости требований при создании конкретных юридических лиц в обратной зависимости. Иэто естественно, так как, с одной стороны, на предприятиях, созданных в более гибких организационно-правовых формах, именно эта свобода действий должна регламентироваться федеральным законодательством, однако при этом, с другой стороны, разумно ограничиваться федеральным законодательством, необходимо обеспечение защиты интересов собственников, что предполагает наличие массы требований, ограничений и условий в таких вопросах, как взаимоотношение собственников и менеджеров, взаимоотношение собственников между собой и т.п.

Также не стоит забывать (особенно инициаторам и разработчикам инвестиционных проектов создания или развития объектов размещения), что в реальной экономике большинство процессов являются весьма инерционными.

Как показывает отечественный и зарубежный опыт, для действующих организаций одним из наиболее приемлемых способов привлечения финансовых средств является эмиссия ценных бумаг [36].

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.