Бизнес план в системе стратегического планирования

3. Бизнес-план в системе стратегического планирования

Основные задачи бизнес-плана — выработка стратегии предпри­ятия, оценка его жизнеспособности и устойчивости, определение потребности в инвестициях, снижение риска предпринимательской деятельности, конкретизация перспектив бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей его развития, привле­чение финансовых средств и потенциальных партнеров.

Составлению бизнес-плана должен предшествовать анализ фи­нансовой деятельности предприятия, рынка и технико-экономи­ческое исследование различных альтернатив его развития на осно­ве общепринятых международных стандартов. На основе прове­денного анализа и исследований формируется стратегия производ­ства и сбыта продукции. Для принятия решения необходимо иметь достоверную и достаточную информацию. Поэтому первым этапом при разработке бизнес-плана является определение источ­ников нужной информации. Это могут быть учебники по бизнес -планированию, отраслевые издания, курсы по составлению биз­нес-планов, рекомендации правительственных учреждений, фирм по управленческому консультированию и т. д. На втором этапе бизнес -планирования определяют цели разработки; они связаны с проблемами, которые призван разрешить бизнес-план. Когда внут­ренние и внешние цели выяснены, можно приступать к третьему этапу — точному определению адресатов разработки — будут ли это только внутренние участники организации (что крайне маловеро­ятно) или также внешние лица, которых организация хотела бы видеть своими инвесторами — будущие акционеры, коммерческие банки. Затем переходят к четвертому этапу работы — установле­нию общей структуры создаваемого документа.

1. Титульный лист, содержащий заголовок плана, дату его под­готовки, имена разработчиков, полное наименование и адрес предприятия.

3. Раздел описание предприятия (история бизнеса) содержит следующие данные: отраслевая принадлежность предприятия, цель бизнес-плана, вид и номенклатура продукции, мощность предпри­ятия и место его размещения, ориентация проекта, график его осу­ществления, основные мероприятия по разработке проекта.

5. Маркетинговый план, включающий анализ положения дел в от­расли, оценку конкурентов и выбор конкурентной стратегии. Опи­сывая отрасль, важно показать абсолютные размеры рынка, склонен ли этот рынок к росту или застою, основные сегменты рынка (груп­пы потребителей). Нужно определить, насколько он чувствителен к различным внутренним и внешним факторам (так, рынок сельскохо­зяйственной продукции сильно подвержен циклическим и сезонным колебаниям). Дается описание конкурентов, доли рынка, которую они занимают, сегментов, на которые они ориентируются; освеща­ются и другие отраслевые факторы, которые могут иметь значение.

Информация о возможных конкурентах должна включать све­дения об их товарах, уровне качества и цен, ценовой политике, объемах и условиях продаж, доходах, внедрении новой продук­ции, технологическом сервисе; особо следует остановиться на крупнейшем производителе аналогичной продукции.

На основе маркетинговых исследований осуществляются про­гнозы спроса на продукцию, цен, издержек, прибыли, требуемых ресурсов. Проводятся многовариантные расчеты по производству продукции для принятия оптимального решения.

7. В организационном плане указывают форму собственности предприятия, структуру руководства, распределение полномочий и ответственности, тип организационной структуры.

8. Финансовый план — один из важнейших разделов документа, содержащий плановые итоговые показатели. Он включает сле­дующие подразделы: прибыль, рентабельность; денежные потоки; анализ безубыточности; финансовый анализ по отдельным видам продукции; чувствительность проекта к различным изменениям; риски и намечаемые меры по их снижению. Очень важно пра­вильно рассчитать инвестиционные и производственные издерж­ки. Финансовая оценка проекта осуществляется на основе таких критериев, как чистая дисконтированная стоимость, внутренняя норма рентабельности, период погашения задолженности и т. п. Особо стоит обратить внимание на показатели объема продаж, предполагаемую себестоимость продукции. Желательно отразить различные варианты поставок сырья и реализации продукции.

10. В плане исследований и разработок на основе анализа и учета всех внешних и внутренних факторов производства опи­сывают оптимальные рамки проекта, обосновывают его выбор, приводят перечень компонентов проекта (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), определяют соответству­ющие технологии и технологические процессы, которые предпо­лагается использовать, виды и количество требуемого оборудова­ния и машин. Учитывается характер требуемой технологии, ис­точники и пути ее приобретения.

Пятый этап бизнес -планирования предполагает сбор инфор­мации для подготовки каждого из перечисленных выше разделов. На этом этапе необходимо заручиться поддержкой людей, кото­рые имеют необходимые опыт и знания для составления бизнес-плана. Это могут быть как работники предприятия, хорошо знаю­щие его"изнутри", так и внешние консультанты.

Таким образом, бизнес-планирование — это трудоемкий и до­статочно длительный процесс, требующий недель и месяцев кро­потливой работы, но который может дать предприятию дополни­тельные возможности развития.

1. Что понимается под планированием на предприятии?

3. Какие методы могут использоваться при планировании на сельскохозяй­ственных предприятиях?

5. Какие составные части включают план организационно-хозяйственного ус­тройства?

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.