Бизнес план с решением
Планом принято называть определенную последовательность действий для достижения поставленной цели. Тогда как планирование является процессом который состоит в следовании намеченному плану и поиску новых идей, возможностей и решений.
Таким образом руководители различных компаний считаю целесообразным создавать планы, несмотря на быстро меняющуюся ситуацию в экономике. Планирование деятельности приносит немало положительных моментов, а именно:
— помощь в принятии перспективных решений;
— формирует показатели, необходимые для последующего контроля в компании;
— подготовка компании к возможным переменам на рынке в будущем;
— необходимость взаимодействия между собой обязанностей всех ответственных лиц.
Адаптация — это способность к приспособлению компании к постоянно меняющимся условиям как внутренним, так и внешним. Потому что это является ключевой проблемой каждой компании. Следовательно разработка планов должна производится в любом случае, даже если их необходимо корректировать время от времени. Но при этом возможность произведения корректировки плана должна совпадать с необходимостью к адаптации.
Основные понятия бизнес-плана
Бизнес-план — это документ, который формируется внутри компании, и содержит в себе перечень всех аспектов планирования как производственной, так и коммерческой деятельности, а также предусматривающий возможные проблемы и пути решения финансовых и хозяйственных задач.
Так как в настоящее время экономика страны находится в динамическом состоянии, то планирование бизнес-плана должно способствовать в первую очередь улучшению финансового состояния компании.
Бизнес-планы могут создаваться для различных целей, когда потребность в них определяется при принятии решения финансовых или хозяйственных задач. Поскольку отечественного опыта еще недостаточно при составлении бизнес-планов, можно выделить определенные сферы его использования:
- Подготовка заявок для получения кредитов в коммерческих банках
- Внесение предложений по приватизации предприятий
- Создание проектов новых фирм (без наличия хорошего бизнес-плана, фирма рискует за короткое время разорится)
- Компании, перешедшие к новым условиям работы, выбирают пути и способы получения положительных финансовых результатов
- Создание проектов выпуска ценных бумаг организациями
- Развитие компании, с помощью привлеченных иностранных инвестиций.
Задачи, решаемые при составлении бизнес-плана:
- Произведение оценки производимых затрат по изготовлению и реализации товаров, работ или услуг
- Соотношение затрат к цене продажи, для составления прогноза будущей прибыли
- Возможность обнаружения ошибок в планировании финансовой и хозяйственной деятельности
- Определение насколько выгодным является развитие производства в существующих условиях экономики.
Законодательно не закреплено на данное время обязательная разработка бизнес-плана в компании. В настоящее время также не существует определенной формы и структуры бизнес-плана для компаний, но несмотря на это используются одинаковые методы его разработки. Он помогает осуществить планирование, как для оперативного принятия решений, так и для долгосрочных целей.
Бизнес-план также способен решить проблему с получением финансирования. Например, когда банк заключает договор с инвестиционным фондом или любым другим инвестором, то при помощи существующего бизнес-плана, можно убедить их в перспективе развития производства, или же в том, что есть реальная стратегия на воплощение этой идеи в жизнь.
Бизнес-план можно разрабатывать и на пару лет вперед, но с возможной корректировкой, по мере изменения ситуации в стране.
Таким образом бизнес-план составляется на основе проведенного экспресс-анализа, который заключается в оценке финансового состояния компании. При проведении данного анализа необходимо использовать квартальную и годовую отчетность, и рассчитать коэффициенты текущей ликвидности, и обеспечения собственными средствами.
С помощью коэффициента текущей ликвидности определяется способность компании обеспечить себя денежными средствами в кротчайшие сроки, и оплатить свои обязательства. Расчет этого коэффициента происходит делением суммы оборотных активов, находящихся на балансе предприятия (денежные средства, запасы, готовая продукция, дебиторская задолженность и другие оборотные активы), к общей сумме его срочных обязательств (текущая кредиторская задолженность и краткосрочные кредиты и займы).
Коэффициентом обеспеченности собственными средствами рассчитывается наличие собственных оборотных средств в компании, для обеспечения его финансовой устойчивости. Коэффициент показывает отношение собственных оборотных активов (собственный капитал — необоротные активы) к общей величине оборотных активов предприятия.
Тогда при сопоставлении показателей, полученных при расчетах, с фактическими данными за предыдущие периоды позволяют увидеть не только нынешнее состояние финансов, но и увидеть предполагаемую динамику результатов хозяйственной и финансовой деятельности. И таким образом принять меры к улучшению финансового положения, используя результаты анализа, а также факторы, влияющие на производственную деятельность.
Руководители предприятий с большим интересом используют на практике составление планов выполнения работ, указывая при этом ответственных лиц, документы. Согласно такой программе, по выявленным экспресс-анализом направлений необходимо провести более детализированный анализ деятельности, который будет включать в себя:
- Анализ платежеспособности, финансовой устойчивости;
- Анализ структуры хозяйственных средств, и источников их формирования;
- Оценка возможных перспектив развития.
Функции бизнес-плана
1) Возможность составления стратегии бизнеса на основании бизнес-плана.
2) Планирование — оценка нового направления в работе, а также контроль за процессами происходящими внутри компании.
3) Привлечение денежных средств.
4) Привлечение инвесторов, которые захотят вложить средства в проект.
5) Привлечение всех сотрудников в разработку бизнес-плана, при этом информируя их о предстоящих процессах, изменениях, целях.
Принципы реализации бизнес-плана
- Гибкость — возможность адаптироваться к любым условиям.
- Непрерывность — планирование имеет характер действия из года в год, с необходимостью корректировок
- Коммуникативность — взаимодействие всех участников, задействованных в реализации бизнес-плана
- Интерактивность — возможность творческого подхода к планированию, а также пересмотру уже написанных разделов
- Многовариантность — выбор лучшей альтернативы при принятии решения
- Участие — привлечение в реализацию плана всех участников проекта.

Структура бизнес-плана
Сам бизнес-план должен быть подан в такой форме, чтобы заинтересованное лицо могло получить ответы на все свои представления о деле и перспективах его развития. Согласно деятельности компании конкретизируются разделы данного плана, приведенные ниже:
- Аннотация
- Резюме
- Описание предприятия
- Описание продукции, работы, услуги
- Маркетинговый план
- План производства
- Организационный план
- Финансовый план
- График выполнения работ
- Анализ рисков
- Приложения
В аннотации указывается название предприятия, проекта, его авторы, время и место разработки бизнес-плана.
Резюме. Наиболее короткий раздел, показывающий краткую характеристику проекта. Предназначен для того, чтобы быстро прочитать основную цель и характеристику проекта, при нехватке времени. Разработке раздела резюме уделяется большое внимание, поскольку необходимо заинтересовать инвесторов с первой же страницы. В целом резюме состоит из таких основных аспектов:
- Описание предприятия, его особенностей, квалификации персонала управления
- Стратегические и тактические цели проекта, временные рамки получения желаемой прибыли, а также количественные показатели
- Способы достижения поставленных целей
- Характеристика спроса и предложения на рынке
- Особенности вырабатываемой или продаваемой продукции, работ, услуг
- Общая стоимость проекта, сумма, которую необходимо инвестировать
- Характеристика финансирования проекта
- Экономические показатели эффективности данного проекта.
Описание компании. Создание раздела происходит для того, чтобы инвестор имел представление об объекте, в который будет инвестировать средства, а также вероятном партнере при реализации этого проекта. В данном разделе приводится описание отрасли, целями которого являются изучение состояния и перспектив развития отрасли, и получение информации для формирования прогнозов реализации продукции, работ, услуг на рынке конкуренции.
Описание продукции, работ, услуг. Описываются главные и отличительные особенности продукции, работ, услуг, предлагаемые компанией, и результаты проведенного сравнительного анализа с аналогичными товарами на рынке.
Маркетинговый план. Описывают оценку рыночных возможностей самой компании. По результатам оценивания рынка составляют стратегию на будущее, и определяют нуждаемость предприятия в разных ресурсах. Этот раздел имеет подразделы:
1) Описание ситуации на рынке (структура, конкуренция, каналы сбыта).
2) Описание конкуренции на рынке.
3) Представление результатов произведенного анализа конкурентных качеств продукции, работ, услуг.
Производственный план. Составляют его исключительно субъекты занимающиеся производством. Главной задачей этого раздела является точные цифры производимой продукции, за определённый период.
Организационный план. Этот раздел включает в себя описание структуры и состава управления проектом, а также концепции бизнес-плана.
Финансовый план. В целом в этом разделе подводят итоги всего проекта, и производят расчет прогнозируемых показателей производства и реализации. Так же финансовый план содержит подробный анализ текущего финансового состояния предприятия.
График выполнения работ. Одна из важнейших частей бизнес-плана. В разделе указывают время, данное на выполнения событий, которые способствуют выполнению плана и реализации его целей.
Анализ рисков проекта. На основании количественного и качественного анализа риска учитываются все факторы, которые могут повлиять на реализацию проекта.
Приложения. Включают документы которые могут быть также подтверждением сведений поданных в бизнес-плане.

Типы бизнес-планов
Классификация бизнес планов рассматривается в двух направлениях:
1) По существующим бизнес-линиям (товары, работы, услуги, решения)
2) Согласно объектам бизнеса:
- По новому и действующему предприятию;
- Направленный на финансовое оздоровление и на его развитие;
- Предприятия в целом и структурного подразделения.
Бизнес-план направленный на финансовое оздоровление компании имеет обязательный характер для предприятий неспособных платить по своим обязательствам. Он служит для: