Бизнес на региональном уровне

Олеся САЛМАНОВА

РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ В РОССИИ

В статье рассматриваются разнообразные формы взаимодействия бизнеса и власти на региональном уровне, развитие механизмов и подходов к сотрудничеству на основе социального диалога и партнёрства на примере Омского региона.

The article deals with different forms of regional coordination between business and government, development of mechanisms and approaches for cooperation, based on social dialogue and partnership on an example of Omsk region.

Ключевые слова:

Омский регион, бизнес, модели взаимодействия, государственная власть; Omsk region, business, government, mechanisms of cooperation.

На современном этапе развития России одним из главных факторов, определяющих перспективы российского общества и государственности, является культура взаимоотношений государства, бизнеса и общества. К началу нового столетия в отношениях бизнеса и власти в российских регионах произошли существенные изменения. Они были обоснованы начавшейся политикой рецентрализации России и последовавшим за ней изменением потенциала региональной власти, возросшей политизацией бизнеса, а также появлением на региональном пространстве новых влиятельных игроков. Наиболее важным сдвигом в сфере взаимодействия институтов государственной власти и бизнеса, который произошёл за последние несколько лет, следует признать почти полный уход проблематики «бизнес и власть» на региональный и местный уровень.

Региональные средства массовой информации уделяют значительно больше места теме «бизнес и власть», чем СМИ федеральные. Более того, информируя читателя о федеральных мероприятиях, местные издания главным образом пишут о делах в своем регионе. Соответственно, всё более значимой темой взаимодействия бизнеса и власти становятся, наряду с общими (региональными) правилами отношений названных двух сторон, также и конкретные совместные инвестиционные и социальные проекты.

Смещение центра тяжести всей проблематики «бизнес и власть» на региональный и местный уровень сопровождается активным проникновением представителей регионального бизнеса в законодательные и исполнительные органы государственной власти и в органы местного самоуправления1.

В настоящее время имеется объективная необходимость в укреплении системы взаимодействия государства с бизнес-сообществом, в развитии механизмов и подходов к сотрудничеству на основе социального диалога и партнёрства, что хорошо видно на примере Омского региона.

Омский регион сегодня — один из самых динамично развивающихся регионов Сибири, обладающий огромным промышленным, научным и культурным потенциалом. Развитие предпринимательской деятельности неразрывно связано с активизацией инвестиционной деятельности в городе, в регионе.

Структура экономики Омского региона весьма своеобразна: почти 80% валового внутреннего продукта области приходится на военно-промышленный комплекс. К концу 1993 г. здесь стояла угро-

1 Радаев В. Неформальная экономика и внеконтрактные отношения в российском бизнесе. Подходы к исследованию неформальной экономики // Неформальная экономика: Россия и мир. — М.: Логос, 2002, стр. 21–30.

САЛМАНОВА Олеся Салмановна — аспирант Государственного университета гуманитарньа наук

за массовой безработицы, происходило резкое падение уровня жизни. Чтобы избежать явного кризиса в обществе, в план действий администрации были введены элементы необходимой социальной защиты населения. При значительном уменьшении государственных заказов предприятиям ВПК, при неоплате за выполненную продукцию нужны были срочные действия по реформированию ВПК для перевода производства на рыночные рельсы. Одновременно надо было сделать так, чтобы сотни тысяч людей не остались без работы. Многоплановость этих действий выражалась в диверсификации военного производства, внедрении программ конверсии.

Именно программа «СибВПКнефтегаз-2000», ориентированная на выпуск нефтегазодобывающего оборудования, сыграла положительную роль в обеспечении социальной стабильности области. Было подписано соглашение по сплошной газификации Омской обл. природным газом, причём на 50% за счет Газпрома, а на 50 — за счёт бюджета области. Генеральным подрядчиком выступил Запсибгазпром.

Сегодня хорошими темпами идет строительство газоразводящей системы. В рамках программы «СибВПКнефтегаз» уже выпущено более чем на миллиард рублей продукции, которая используется в нефтедобывающей и газовой отраслях. Естественно, за счёт этого пополняется и местный бюджет. К сожалению, «живых» денег пока недостаточно для расчёта по договору с Запсибгазпромом, поэтому идет частичное замещение долга продовольствием, промышленными товарами1.

Наличие законов, обеспечивающих гарантии местным производителям, а также иностранным инвесторам, дало толчок для развития предпринимательства, приносящего заметный доход в бюджет области. Построены завод для производства рапсового масла, спиртзавод, которые полностью обеспечили потребности области. Бельгийская фирма «Интербрю» активно участвует в инвестировании, реконструкции акционерного общества «Ро-сар», куда уже вложено более 60 млн долл. На базе одного из заводов ВПК — ПО «Иртыш» — создано совместное со шведами предприятие по выпуску комфортабельных автобусов «Вольво». На аэрокосмическом объединении «Полёт» налажен

1 http://www.rg.ru/bussines/territ/193.shtm

выпуск самолетов АН-3 с уникальным экономичным двигателем местного КБ им. Баранова.

По объёмам инвестиций Омск в России занимает третье место. Важно отметить, что за последнее время ни один из зарубежных инвесторов не вышел из Омской зоны вложения капитала. Инвесторы, а это представители различных компаний и фирм из 54 стран мира, за последние годы вложили в развитие экономики области 443 млн долл. США, что составило 4,3% от привлечённых в Россию инвестиций.

Существует ещё один вектор финансовой подпитки — это трансферты, которыми центр как бы покрывает дефицит местного бюджета. Реальные трансферты чаще всего зависят не от экономического состояния области, не от структуры производства, не от климатических условий и географического положения региона, а от чисто формального подхода чиновников в Минфине: такое впечатление, что им совершенно все равно — что Кубань, что Сибирь. Не случайно сейчас полностью пересматривается бюджетная политика правительства. Надо заметить, что правительство Российской Федерации взяло сегодня правильный курс на взаимоотношения с регионами, который позволяет ощутить стабильный период развития регионов, вселяет уверенность в перспективу. Комиссия Министерства экономического развития России приняла решение о дополнительном финансировании региональной программы поддержки малого бизнеса в Прииртышье. Из федеральной казны в регион поступит 11 млн руб.

Субсидия, которую получил Омский регион по итогам всероссийского конкурса, пойдет на поддержку малого предпринимательства региона. Часть денег предназначена для обучения руководителей предприятий, часть — для компенсационных выплат по кредитам, лизингу и сертификации товаров и услуг. Дополнительную подпитку получает и созданный недавно областной фонд поручительства. Его задача — гарантировать банкам возврат предпринимательских кредитов, предоставляя им в залог собственное имущество.

Специалисты отмечают: за последние три года роль малого и среднего бизнеса в экономике области заметно возросла. Сегодня в этой сфере занято 170 тыс. чел., что составляет 17% трудоспособного населения региона. Каждый седьмой рубль област-

ного бюджета заработан предпринимате-лями1.

Администрация г. Омска совместно с организациями инфраструктуры поддержки предпринимательства создаёт условия для развития предпринимательской деятельности на территории города, создания традиций международного и межрегионального сотрудничества бизнес-сообщества города.

С 2005 г. в Омске действует Совет по промышленности и предпринимательству при мэре, на котором обсуждаются конкретные шаги по развитию малого и среднего предпринимательства, разрабатываются возможности развития промышленных отраслей, оптимизации строительного комплекса. Создан Совет по инновационной деятельности при мэре г. Омска, ежегодно проводится выставка «Инновации года». В мае 2007 г. сформирован реестр инновационных проектов, в котором в настоящий момент описано более семидесяти проек-тов2.

Именно такая модель, которая обеспечивает реальное участие жителей в процессе принятия управленческих решений, наиболее востребована в настоящее время. При этом возникает ряд дополнительных положительных эффектов, среди которых следует назвать, во-первых, чувство сопричастности населения принятым решениям. Второй важный эффект — это усиление контроля за выполнением решений, т.к. все, кто принимает участие в их разработке, заинтересованы в качественном исполнении.

На сегодняшний день сектор малого и среднего бизнеса является значительным резервом развития экономики. Анализ развития малого предпринимательства на территории г. Омска и Омской обл. за последние годы свидетельствует о положительной динамике основных экономических показателей деятельности субъектов малого предпринимательства. Так, число организаций малого предпринимательства Омской обл. выросло за три года на 19% (с 12,5 до почти 15 тыс.), 89% из них сконцентрированы в г. Омске.

Для уменьшения налоговой нагрузки и учёта баланса интересов муниципалитета и налогоплательщиков организован и постоянно действует диалог с бизнес-сообществом г. Омска. В ноябре 2007 г. приня-

1 http://www.rg.ru/2008/09/11/reg-irtysh/subsidija.html

2 http://www.omsk.ru/www/omsk.nsf/

то решение Омского городского Совета «О порядке проведения оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам». Целью проведения такой оценки является сокращение потерь городского бюджета, связанных с предоставлением налоговых льгот по местным налогам, оптимизация системы налоговых льгот.

В результате этого постоянного диалога администрацией города был разработан дифференцированный подход к определению величины налога на вмененный доход для различных видов предпринимательской деятельности, утверждена схема применения понижающих коэффициентов, которая позволяет уменьшить налоговую нагрузку для значительного количества субъектов малого и среднего бизнеса.

При существующих достижениях и положительной динамике экономических показателей предприниматели отмечают проблемы, сдерживающие развитие малого и среднего предпринимательства. Для их решения была разработана общегородская целевая программа, которая формирует специальные инструменты и механизмы поддержки предпринимательской деятельности. Программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства города Омска на 2008 — 2010 годы» принята решением Омского городского Совета в мае 2008 г. и направлена на развитие системы финансово-кредитной поддержки, популяризацию и повышение имиджа малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, сегодня всё большее распространение получают разнообразные формы взаимодействия бизнеса и власти на муниципальном (городском и районном) уровне. Важно подчеркнуть, что на этом уровне инициатива диалога власти и бизнеса почти исключительно принадлежит местной или региональной власти. Происшедший сдвиг проблематики «бизнес и власть» на региональный и местный уровень следует признать чрезвычайно перспективным. Есть все основания утверждать, что именно на региональном и местном уровне — именно снизу — начинается процесс распутывания невероятно запутанных клубков противоречий и порочных кругов в отношениях чиновников и пред-принимателей3.

3 Сулакшин С.С. Бизнес и власть: опыт построения теоретической модели взаимодействия // www.oil-gas.ru/articles/view/?6745

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.