Бизнес информатика в зарубежных университетах

В этом году факультет бизнес-информатики НИУ ВШЭ отмечает свое 10-летие. О результатах, которых удалось достичь за эти годы, и перспективах развития факультета рассказывает и.о. декана факультета Светлана Мальцева.

— Светлана Валентиновна, в чем заключается специфика бизнес-информатики как особого направления подготовки?

— Бизнес-информатика как отдельное направление в науке и образовании возникло вследствие интенсивного развития информационных технологий, проникновения их во все сферы деятельности и усиления их влияния, в первую очередь, на возможности бизнеса. На сегодняшний день в мире на одно рабочее место в области разработки IT создается примерно три рабочих места, связанных с использованием информационных технологий. И категория людей, умеющих управлять информационными технологиями и применять их в самых разных сферах, стала одной из самых востребованных на рынке труда. В Европе пионерами в сфере подготовки специалистов по бизнес-информатике стали немецкие университеты, в Германии возникли первые образовательные программы по бизнес-информатике, затем подобные программы стали появляться в университетах других стран. В России Вышка стала первым университетом в России, где был открыт факультет бизнес-информатики. При активном участии факультета был разработан сначала Государственный образовательный стандарт, а потом Федеральный образовательный стандарт (стандарт второго поколения) по направлению «Бизнес-информатика». Я пришла работать на факультет не так давно, в конце 2005-го года, и мне хочется поблагодарить и руководство нашего университета, и основателей факультета, в первую очередь, первого декана нашего факультета Татьяну Константиновну Кравченко, за возможность принять участие в развитии такого новаторского направления подготовки.

— В чем особенность вышкинского образования в сфере бизнес-информатики?

— Факультет в своем развитии не только сконцентрировал внимание на подготовке специалистов в сфере менеджмента информационных технологий, а начал развивать подготовку в областях, закладывающих основу для возникновения новых информационных технологий и их практического воплощения, создав два отделения — отделение прикладной математики и информатики и отделение программной инженерии. Важной частью работы факультета является активное взаимодействие с бизнес-структурами и ведущими российскими и зарубежными IT-компаниями, такими как Майкрософт, SAP, IBM, EMC, Oracle, IBS, ЛАНИТ, 1С, ФОРС, ЭПОС, Яндекс и многими другими. Ряд этих компаний имеют базовые кафедры в составе факультета.

К празднованию юбилея факультета наши студенты придумали слоган «10 лет опережая свое время». Действительно, постоянное развитие, поиск новых направлений является основой деятельности факультета. Например, в этом году на факультете была создана новая кафедра — кафедра информационной безопасности. На российском образовательном пространстве пока практически отсутствуют программы, которые бы затрагивали уровень организации и управления в сфере информационной безопасности, хотя в зарубежных университетах подобных программ много. Мы надеемся, что совместными усилиями вместе с коллегами из МИЭМ, где ведется подготовка по компьютерной безопасности, нам удастся создать ряд качественных образовательных программ в этой области.

Важной частью образования на нашем факультете является активная внеучебная работа, связанная с будущей профессиональной деятельностью. На факультете ведут работу несколько клубов, студенты активно участвуют в разнообразных конкурсах, конференциях. С 2004 года на факультете действует клуб «Бизнес в стиле .RU», он объединяет студентов и молодых специалистов, заинтересованных в изучении и развитии интернета как бизнес-среды. Только недавно команда, сформированная клубом, одержала уверенную победу на чемпионате по киберспорту. Еще один студенческий клуб факультета бизнес-информатики — клуб «Оптимум» занимается подготовкой и организацией чемпионатов по деловым играм, проведением обучающих семинаров, информационной поддержкой студенческого сообщества. Команды клуба — неоднократные призеры и победители многих конкурсов.

Студенты факультета успешны также в научных конкурсах и в конкурсах, ориентированных на поддержку инновационной и предпринимательской деятельности. Среди наших магистров и аспирантов есть обладатели грантов программы «Умник», лауреаты профессиональных выставок, обладатели гранта РФФИ. Много лет действует «СКБИ» — волонтерская помощь старшекурсников студентам младших курсов в освоении дисциплин и адаптации к университетской жизни.

— Факультет бизнес-информатики ВШЭ с первого года существования вел подготовку не только бакалавров, но и магистров. Каковы перспективы развития магистерского образования на факультете?

— На факультете и отделениях идет процесс направленного и постоянного совершенствования учебных программ и расширения образовательных возможностей для учащихся. Практически ежегодно у нас появляется либо новая специализация в существующей магистерской программе, либо возникают партнерские программы двойных дипломов с зарубежными вузами. Сейчас на факультете и отделениях четыре магистерские программы. По направлению «Бизнес-информатика» открыты две магистерские программы — «Электронный бизнес» и «Бизнес-информатика». Программа «Бизнес-информатика» имеет несколько специализаций, каждая из которых весьма востребована на рынке труда. В рамках обеих магистерских программ реализуются программы двойных дипломов: учащиеся на программе «Электронный бизнес» имеют возможность получить диплом Школы менеджмента университета Ланкастера, а учащиеся на программе «Бизнес информатика» — диплом Вестфальского университета имени Вильгельма в Мюнстере. Приятно, что обучаясь за рубежом, наши ребята показывают очень хорошие результаты, в этом году один из студентов, проходящий обучение по программе двойных дипломов в университете Ланкастера, по результатам своих академических успехов был удостоен именной стипендии банка Сантандер (Santander).

В ближайших планах факультета — создание спектра магистерских программ на английском языке, так как уже сейчас мы имеем запросы от зарубежных студентов, желающих проходить обучение на факультете.

Одним из важных трендов развития факультета является реализация трека «магистратура — аспирантура». Мы стараемся создать нашим студентам условия для академической деятельности как во время учебы, так и после нее. Благодаря инициативе факультета в нашем университете была открыта подготовка аспирантов по техническим и физико-математическим наукам, создан диссертационный совет по специальности «Математические моделирование, численные методы и комплексы программ», состоялись первые защиты по этому направлению. Важной задачей на ближайшее время является включение факультета в Программу академической аспирантуры.

— Какое место среди образовательных программ занимают программы дополнительного образования?

— В структуре факультета действует Высшая школа бизнес-информатики, которая добилась за эти годы существенных результатов в развитии дополнительного образования. Мы предлагаем нашим слушателям уникальные программы, нацеленные на тех, кто уже имеет практику работы в сфере информационных технологий. Важно отметить, что это не ремейки программ факультета, а новые профессионально-ориентированные программы.

— Насколько конкурентоспособны выпускники факультета на международном рынке?

— Выпускники, которые выходят из стен факультета, и бакалавры, и магистры, востребованы как на российском, так и на зарубежном рынках. Ряд выпускников работает за рубежом в IT-компаниях, с которыми факультет связывают партнерские отношения. Прежде всего, этому способствует то, что они проходили стажировки в российских отделениях этих компаний во время учебы, работали в них после окончания обучения, участвовали в исследовательских проектах. Важную роль здесь играют и программы двойных дипломов. Ряд наших выпускников после окончания обучения продолжили работу в исследовательских центрах, на кафедрах.

Думаю, что конкурентоспособность наших выпускников обеспечивается рядом факторов. Прежде всего, это качество образовательных программ факультета, которые по уровню сопоставимы с аналогичными зарубежными программами. Во-вторых, наши студенты хорошо знакомы с различными практиками работы зарубежных компаний. И третий фактор — это активное участие студентов факультета в международной академической мобильности, для которой в университете созданы уникальные возможности.

— Каковы механизмы подбора профессорско-преподавательского состава факультета? Привлекаете ли зарубежных коллег к сотрудничеству?

— В силу того, что бизнес-информатика является междисциплинарной областью, любой наш преподаватель, в какой бы области он ни специализировался, должен разбираться и в смежных областях. Например, преподаватель в области информационных технологий должен также хорошо понимать экономику этой сферы. Важными составляющими профессиональной деятельности преподавателя факультета бизнес-информатики являются активная научная деятельность, постоянное слежение за трендами развития информационных технологий, понимание требований бизнеса к сфере IT, умение использовать проектное обучение во взаимодействии с компаниями и, конечно, хорошее знание английского языка. К сожалению, пока в российском образовательном пространстве не так много преподавателей обладают необходимым междисциплинарным бэкграундом, поэтому мы с большим удовольствием привлекаем экспертов-практиков и зарубежных коллег. Сотрудничество с иностранными преподавателями реализуется в различных формах: отдельных лекционных курсах, сериях лекций или разовых семинарах, а также у нас есть опыт привлечения иностранных коллег в составе коллектива факультета на постоянной основе.

— Каковы сегодня приоритетные направления развития факультета?

— Сегодня образовательные программы факультета являются во многом лидерскими по направлению «Бизнес-информатика» в России, и хорошо коррелируют с аналогичными программами в зарубежных вузах. Среди важнейших задач развития факультета — создание условий для «равновесной» академической мобильности. Когда не только к нам будут приезжать иностранные преподаватели, но и наши преподаватели станут читать лекции в зарубежных вузах, не только наши студенты будут уезжать учиться за рубеж, но и к нам будет приезжать достаточно большое количество зарубежных студентов. А решением этой задачи, на мой взгляд, является создание конкурентных на мировом уровне магистерских и бакалаврских программ, дальнейшее развитие на факультете научных школ и широкого спектра международного и внутрироссийского партнерства.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.