Бизнес и федеральная власть

Современная экономическая теория рассматривает, как правило, систему влияния власти на развитие экономику через призму степени вмешательства государственной власти, теорий кейсианства, монетаризма и т.д. Однако, по мнению политологов, такое понимание системы воздействия власти на экономическое развитие не даёт полного понимания особенностей влияния власти на экономику. Без учёта политологических аспектов не удаётся выработать действенных механизмов повышения эффективности проведения экономической политики в нашей стране. Недаром в экономических ВУЗах России с 2010 года начался набор и обучение студентов по специальности «Политология», со специализацией «Экономическая политика».

По мнению Ассоциации военных политологов, для понимания особенностей влияния власти на экономическое развитие, необходимо выявление отличий воздействия на экономический сектор со стороны политической власти и государственной власти. Поясню, что основное отличие этих видов властей состоит в субъектах. Субъектом политической власти является политическая элита, а субъектом государственной власти собственно сами органы государственной власти. Политическая власть в лице политической элиты оказывает, прежде всего, политическое воздействие на принятие стратегических решений в области экономической политики. В свою очередь государственная власть в нашей стране осуществляет в подавляющем большинстве административное воздействие. Данное обстоятельство вызвано тем, что первенствующее положение в современном Российском государстве занимает исполнительная власть по отношению к законодательной и судебной власти, что в свою очередь не соответствует требованиям Конституции о равноправном разделении властей.

Пример. Законопроекты по различным вопросам (в том числе и экономическим) разрабатывают Аппараты Администрации Президента и Правительства и представляют в Государственную Думу. То есть исполнительная власть сама определяет для себя «правила игры», которые должна исполнять. А ведь эти «правила и игры» для Правительства должна определять законодательная власть нашей страны в лице парламента — Федерального Собрания Российской Федерации.

В настоящее время эксперты нашей Ассоциации разделяют систему государственного вмешательства в экономику на государственное управление и государственное регулирование. Полагаем, что система государственного управления может осуществляться только по отношению к государственной форме собственности, а система государственного регулирования по отношению к частной собственности. Кроме этого в системе государственного управления главенствующую роль занимает исполнительная ветвь государственной власти. В системе государственного регулирования главенствующую роль занимает политическая элита, законодательная и судебная ветви государственной власти. При этом роль исполнительной власти минимизирована. Очевидно, что сформировавшаяся в советская время система, в основном, имеет управленческое воздействие на экономику. Такая система эффективна только в условиях господства/доминирования государственной собственности. Рыночная и/или смешанная же экономика предполагает иную систему, которую мы называем государственным регулированием.

Существенным, на наш взгляд, является то обстоятельство, что госуправление экономикой осуществляется в интересах государственного аппарата, а госуправления — в интересах тех, кого регулируют: предпринимателей, бизнесменов, других экономических субъектов. То есть, мы можем сделать вывод о том, что регулирование в современном (демократическом) социуме осуществляется государством в основном соответствующими политико-правовыми методами (такое государство называется правовым). При ином типе государства (например, в авторитарном или тоталитарном) оно доминирует во всех сферах социума, в том числе и в политике; со временем оно огосударствляет публичную/политическую, общественную и частную жизнь граждан (и экономику, в том числе). В таком социуме, как считают многие исследователи, бюрократический аппарат имеет довольно высокую политическую значимость и фактически «подминает» под себя, как бы включает в себя высшую (политическую) власть.

Однако, по сути, в нашей стране, из-за отсутствия действенных политических, а значит и демократических механизмов, система государственного регулирования не развита. Государственно-бюрократическим аппаратом создана система так «неогосударственного» управления (условный термин) в условиях наличия частной собственности в форме государственной поддержки, которая, как показывает практика, не способствует эффективному развитию экономики. Прежде всего, из-за созданного этим аппаратом такого института взаимодействия между властью и бизнесом как института административных барьеров.

В ходе проведённых исследований эксперты АВП пришли к выводу о том, что система госрегулирования представляет собой качественно иную (отличную от госуправления и господдержки) систему воздействия на социум. Институционализация именно регулирующего воздействия на бизнес в России в максимальной степени зависит от влияния высшей власти на госструктуры и общественные процессы в целях реализации интересов предпринимателей. Под госрегулированием экспертами нашей Ассоциации понимается совокупность активных форм воздействия на социум, в основном политического и общественно-политического характера. В свою очередь госрегулирование имманентно предполагает независимость социума (в экономической и политической сферах) от государства и значительную функциональную ограниченность госвласти.

В целях создания полноценно функционирующей системы госрегулирования развития экономики определено, что собой представляют ее ресурсы и как они должны быть использованы. Установлено, что данные ресурсы включают в себя все ресурсы политической и госвласти, общества и частных лиц, за исключением силовых и административных ресурсов. Центральную основу среди всех видов ресурсов госрегулирования развития экономики и бизнеса составляют политические и экономические ресурсы. При этом отметим противоречивую особенность экономических ресурсов (финансовых, налогообложения, трудовых и т.д.), которая обусловлена результатом взаимного проникновения и взаимодействия политической и экономической сфер общества. Экономические ресурсы могут одновременно входить в состав политических ресурсов и могут конфликтовать с политическими и иными видами ресурсов, в этом случае тормозя развитие страны в целом.

Полагаем, что ресурсы госрегулирования должны использоваться, в первую очередь, в интересах частных и общественных субъектов. Отличие ресурсов госрегулирования от ресурсов госуправления состоит в том, что последние используются исключительно в интересах государства, а не отдельных организаций, групп и граждан.

Однако ресурсы госрегулирования развития экономики в современной России используются неэффективно, так как в настоящее время в нашей стране отсутствуют нормальные условия для успешного развития бизнеса. Основными причинами такой неэффективности являются: слабая развитость рыночных отношений и политической системы демократического типа, фактическое отсутствие правового государства, подмена политических ресурсов административными, отчужденность бюрократического аппарата от нужд общества, высокая криминализация общественных отношений, несовершенство законодательной базы, противоречивое использование ресурсов федеральной и региональной властей, противоречивые аспекты духовной культуры и другие.

Отметим также, что политические и общественные организации в нашей стране, на словах, признают значение развитие экономики и бизнеса в решении социальных и общественных проблем. Однако, на практике все эти организации отстаивают только собственные интересы или выражают интересы власти, при этом зачастую ущемляя интересы бизнеса. Одной из причин становления такой неэффективной системы взаимоотношений власти, общества и бизнеса является зависимость от власти политических (негосударственных) институтов и институтов гражданского общества в нашей стране. Отсутствие самостоятельности не позволяет этим институтам проводить иную, отличную от государственной, политическую и общественную линию. По сути, вся деятельность этих институтов сводится к обеспечению лояльности бизнеса к власти.

В области отношения крупного бизнеса к среднему и малому бизнесу проявляется отсутствие заинтересованности со стороны первого в развитии второго и третьего. Причиной этому служит нежелание крупных предприятий заниматься инновационной деятельностью, так как большинство из них занимает монопольное положение в сфере использования природных ресурсов или, как государственные корпорации, пользуется надежной финансовой поддержкой со стороны власти. Результатом подобного отношения стало неэффективное взаимодействие малого и среднего бизнеса с крупным бизнесом в России.

Для инновационного развития экономики в нашей стране необходимы серьезные преобразования в политической, социальной и экономической сферах России, чтобы создать благоприятные условия для развития экономики и бизнеса. Эти преобразования можно осуществить только совместными усилиями политической элиты, органов госвласти, общественности и многочисленных отечественных экономических субъектов. В этих целях, прежде всего, необходимо лишить исполнительную власть, крупный бизнес механизмов вмешательства в дела малого и среднего предпринимательства. А полномочия по контролю над малым и средним бизнесом предлагается передать законодательной и судебной власти с расширенным участием представителей общественности. При этом такую оптимизацию можно осуществить только при условии, если политическая элита и органы государственной власти будут следовать предложенной модели. В случае попытки властных структур построить отношения с бизнесом на основе своих сиюминутных решений и желаний оптимизации не получится.

Полагаем, что в целях инновационного развития экономики в России, необходимо урегулировать процесс становления частной собственности, решить вопросы об отделении собственности от власти. Все это позволит нашей стране Россия иметь вполне оптимистическую перспективу построения эффективной экономики, дальнейшего развития демократической системы и увеличение роста среднего класса. А достичь этих целей можно только совместными усилиями государства, других политических структур и возрождающегося российского гражданского общества.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.