Бизнес франшиза в казахстане

Денис Серегин

За полтора года уральскому бренду удалось закрепиться в пяти городах Казахстана, включая Астану. В интервью Forbe

s.kz Денис Серёгин рассказал о том, как ему удалось выйти из провинции на большой рынок и с какими трудностями приходится сталкиваться тому, кто решил развивать в Казахстане собственную франшизу.

Почему франшиза — это хороший ответ кризису

В Алматы 24-25 ноября проходит Евразийский франчайзинговый форум-выставка E…

F: Денис, как вам пришла мысль продвигать франшизу в Казахстане? Вы опирались на чей-нибудь опыт?

— Определённой идеи не было, просто у каждого развивающегося бизнеса рано или поздно наступает момент, когда дальше двигаться он не может. Допустим, развиваю я фастфуд в Уральске: открываю одну точку, затем вторую, расширяю зону доставки, открывается третья точка, четвёртая… Сейчас у нас семь собственных точек, какой смысл открывать восьмую? Просто те люди, которые шли в одну точку, будут ходить в другую. Так мы и решили открыться в другом городе. И в этом случае франшиза — идеальный инструмент: бизнесом управляет владелец точки, который заинтересован в том, чтобы точка развивалась, поскольку сам туда вложился.

F: Как это выглядело схематически? С чего вы начали?

— С команды, разумеется: хороший топ-менеджер, маркетологи, отдел качества, отдел IT, вместе с которым мы создали CRM (Customer Relationship Management) — информационную систему, которая управляет всеми бизнес-процессами. Мы три года потратили, чтобы её написать, а затем продавать франшизу. По сути, если бы не CRM, то что бы мы продавали? Логотип и рецепты? Но логотип можно поменять, а рецепты вообще интеллектуальной собственностью не являются. А вот благодаря CRM все заказы поступают только через наш сайт и телефоны. И если мы зафиксируем какое-нибудь серьёзное нарушение, выходящее за рамки установленных в договоре обязательств, можем просто перекрыть все заказы. И это очень мощный рычаг. К тому же стоит такая система намного дороже открытой по франшизе точки.

Выставка франшиз в Москве: от чая до стриптиза

Выставка франшиз Buybrand 2016 демонстрирует модные течения в бизнесе. В фа… →

F: Были проблемы с потенциальными клиентами? Как бизнесмены из других городов отнеслись к этой идее?

— Заявок было много, но большинство людей не понимали суть франшиз: кто-то думал, что мы к нему приедем, всё откроем, а они будут на всём готовом управлять. Мы отвечаем: нет, это не так. Франшиза — ваша финансовая ответственность и вы будете платить нам отчисления. Если мы это откроем и всё сделаем, то зачем нам вы? В итоге из 50 кандидатов остаётся один потенциальный партнёр.

F: Итак, с кем первым удалось заключить сделку?

— Первыми клиентами были двое молодых бизнесменов из Астаны. Ребята произвели хорошее впечатление, но они ожидали, что бизнес будет красивой картинкой, а он оказался тяжелой работой. На самом деле бизнес — это когда нужно каждый день торчать на кухне, с утра до вечера чем-то заниматься, понимать, что не всегда ты будешь в плюсе и с большим количеством денег. В общем, мы запустили с ними проект, но постепенно они утратили к нему интерес, и это притом, что деньги в этот бизнес вложили не они, а инвестор. Закончилось всё тем, что они сказали инвестору: мы больше не будем этим заниматься, забирай всё оборудование, мы уходим. В итоге встретились мы с этим инвестором в Астане и решили развивать эту точку совместно. Кстати, это совпало с нашими планами перенести головной офис из Уральска в Астану.

Как выживает компания, продающая франшизы фастфуда в РК

В конце нулевых генеральный директор и учредитель консалтинговой компании F…

F: Дальше партнёры так не подводили?

— После Астаны был Актобе, там лучше. Бывает не всё гладко, мы с ними спорим, они что-то своё предлагают, но в итоге всё равно приходим к консенсусу. Третью франшизу в Аксае (город в ЗКО) открыла наш топ-менеджер Дарья Королькова: оформила ИП, мы с ней заключили договор, она взяла деньги, открыла точку на доставку, поставила туда управляющего и вернулась к своей работе. Очень распространённая практика во франшизном бизнесе, когда работники компании, топ-менеджеры, осуществляют вот такие вложения.

F: Сколько сейчас городов подписались на франшизу?

— Астана, Актобе, Аксай, Атырау и Костанай. Интересуются, конечно, многие, заявки присылают, но из сотни завявок потенциальным клиентом может быть только один. И в этом-то и проблема, что населения у нас мало.

F: Тем не менее сфера питания, тем более фастфуда, в Казахстане довольно развита. В каждом городе, куда ты приходишь, тебя ждет серьезная конкуренция…

— Главное, чтобы продукт был хороший, чтобы было что рекламировать. А дальше в дело идет маркетинг: начинаем говорить клиентам: «Бери у нас, тут лучше». Конечно, если бы я был медийной личностью вроде Тимати, я бы вышел на сцену, спел пару треков и у моей бургерной Black Star выстроилась километровая очередь. Но у нас нет ни громкого имени типа KFC, который во всём мире знают, ни медийной персоны, которая даёт интервью, а потом может сказать на миллионную аудиторию: «А вот теперь наши бургеры попробуйте!». Поэтому наш путь — планомерная маркетинговая работа и медленный стабильный рост, который будет увеличиваться вместе с узнаваемостью. Так что первые месяцы франшизы не могут быть плюсовыми: мы должны выйти на точку окупаемости, которая во всех городах чуть разная, потому что везде разные цены, зарплаты, аренда. Но как только доходишь до цифры 30-40 заказов в день, начинает идти прибыль.

Куралай Нуркадилова продаёт свои франшизы на Запад

Во вторник, 10 декабря, в Алматы состоялась первая в Казахстане конференция…

F: Вы не пробовали переключить свою франшизу на Россию? В частности, на приграничные с Казахстаном города.

— У нас была идея открыть экспериментальную точку в Самаре, но смысла я в этом не увидел — цель-то не в точках, а в том, чтобы сеть росла. К тому же выходить на российский рынок нужно только тогда, когда у тебя достаточно мощности. Это ведь придётся всю систему полностью адаптировать под российскую действительность, под рубли, переделывать call-центр — у нас пока что недостаточно для этого сил. Конечно, в Казахстане с франчайзингом плохо, особенно по сравнению с Россией или Украиной. Вот, например, украинский сайт franch.biz — размещение рекламы на их площадке стоит 5 тыс. рублей в месяц. У них там уже множество участников. К тому же они очень много дополнительных услуг предлагают: оценка франшизы, разработка. Вот они и франшизный бизнес популяризируют, и сами работают явно не за «спасибо». Чего-то подобного в Казахстане почему-то нет.

F: Почему же? В Казахстане тоже проводятся выставки франшиз…

— Да, есть, но организационный уровень у них, на мой взгляд, неважный. Взять, к примеру, выставку франчайзинга в Москве — там 500-600 участников (а не 20-25, как в Алматы), множество полезных семинаров, интересные спикеры выступают. Выставки должны быть более масштабными. Думаю, если провести у нас евразийскую выставку, то с удовольствием приедут и российские франшизы, и компании из других стран СНГ. Я не вдавался в детали, конечно, но факт остается фактом: такой площадки у нас нет, и собственных, разработанных в Казахстане франшиз — тоже по пальцам пересчитать, если честно.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.