Бизнес авто с пробегом
В свою очередь, онлайн-сервисы также адаптируют свой бизнес под автодилеров. Например, в конце апреля сервис объявлений «Авто.ру» открыл собственный шоурум, где выставляет автомобили с пробегом. Такой эксперимент призван лучше понять модель работы автодилеров и сделать для них взаимодействие с сервисом более привлекательным, поясняет «Ведомостям» гендиректор «Яндекс.Вертикалей» (управляет проектами «Авто.ру», «Работа» и «Недвижимость») Антон Забанных. По его словам, объявления на «Авто.ру» размещают как физические лица (80%), так и автодилеры (20%). Причем если для первых подать объявление ничего не стоит, указывает он, то юридические лица платят за него комиссию — до 5000 руб., на этом сервис и зарабатывает. Цель новшества — чтобы и автодилеру, и продавцу стало удобнее совершать сделки через сервис, отмечает Забанных. Всего в 2017 г. на «Авто.ру», по его данным, продано 1,5 млн машин.
Конкурент «Авто.ру» — компания «Авито» — с дилерами работает также за комиссию. Условия индивидуальны и зависят от региона, количества объявлений и дополнительных услуг, говорит руководитель «Avito авто» Сергей Литвиненко. В 2017 г. через Avito продано 2,2 млн автомобилей.
Согласно аналитическому агентству «Автостат» (учитывает регистрации автомобилей) весь рынок вторичных машин вырос на 2,1% до 5,3 млн шт. При этом для официальных автодилеров продажи автомобилей с пробегом — относительно новый бизнес: в 2017 г. 13% всех подержанных легковых машин реализованы через такие центры против 11% годом ранее, подсчитали аналитики ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД).
Продажи автомобилей с пробегом росли у всех крупных официальных дилеров в прошлом году: у «Автоспеццентра» — на 8%, «Авилона» — на 13%, «Фаворит моторс» — более чем на 30%, «Рольфа» — на 45%, «Автомира» — на 72%, передали их представители. Этому способствовала и помощь производителей, отмечает Кофанова: при достижении определенных показателей по продажам автодилеры могут получить бонусы — по аналогии с новыми автомобилями. Для автодилеров это двойной плюс, поскольку рентабельность на вторичном рынке выше, отмечает эксперт. У автомобилей с пробегом маржинальность — около 10–11%, у новых — 3–5%, а по некоторым брендам из-за сильной конкуренции может быть близкой к нулю, говорит заместитель департамента розничных продаж ГК «Автоспеццентр» Сергей Полянских. Хотя непосредственно в деньгах на новых машинах заработать можно больше из-за более высокой цены на них по сравнению с автомобилями с пробегом, добавляет он.
К 2020 г. доля продаж подержанных автомобилей через официальных дилеров вырастет в 2 раза до 30%, ожидает вице-президент ассоциации РОАД Денис Мигаль.