Анализ развития малого бизнеса в россии

БУРЛУТКИН Т.В.

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Важность существования мощного сектора малого предпринимательства в экономике любого развитого государства не ставится под сомнение. В частности, в преамбуле Закона США о малом бизнесе (1953 г.) выделено: «Сущность американской экономической системы частного

предпринимательства заключается в свободной конкуренции. Только полная и свободная конкуренция может освободить рынки, освободить вхождение в бизнес и возможности для выражения и роста личной инициативы и обеспечения личного суждения… Такая ситуация не может быть достигнута, если имеющиеся и потенциальные возможности малого бизнеса не поощряются и не развиваются». В полной мере это можно отнести и к экономической системе России, когда в условиях структурной перестройки всей системы хозяйствования развитие малого предпринимательства должно быть одной из приоритетных задач как на федеральном, так и на региональном уровне.

Экономика подавляющего большинства преуспевающих стран во многом обязана функционированию развитого малого и среднего бизнеса. Это обуславливается не только преобладающей численностью субъектов малого предпринимательства, но и их важностью для экономически активного населения и для государственного бюджета.

В последнее время все чаще обсуждаются перспективы развития и роль малого бизнеса в экономике России. Вместе с тем в России малое предпринимательство как образ жизни миллионов людей не имеет глубоких исторических корней, а его уникальность состоит в том, что предпринимательская деятельность возникла и развивается не эволюционным путем, как в странах с традиционно рыночной экономикой, а в результате экономической революции, ломки жестко централизованной плановой экономической системы.

Становление малого и среднего бизнеса в рамках новейшей истории России начинается с 1992 года, когда насчитывалось 560 тыс. малых предприятий. В этот период констатируется значимость роли и места малого предпринимательства в создании конкурентоспособной экономической среды новой хозяйственной системы. Вызревают контуры концепции поддержки малого и среднего предпринимательства, определяются приоритеты в его развитии. Выходят следующие документы: Указ Президента РФ «Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в РФ» № 1485 от 30.11.1992 г., Постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» № 446 от 11.05.1993 г. и ряд других законодательных и нормативных актов.

В 1995 году образовывается Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП РФ). Этот комитет получил достаточно широкие полномочия. Затем в течение нескольких лет было принято более 40 законодательных и нормативных актов по развитию и государственной поддержке малого бизнеса.

Однако, характеризуя в целом формирование малого предпринимательства в России за годы рыночных преобразований, можно сказать, что решительного поворота в сторону его развития сделано не было. Так, по данным последних исследований, доля малых предприятий в России чрезвычайно низка и составляет 10% от всех хозяйствующих субъектов. На сегодняшний день зарегистрировано чуть более 1 млн. малых предприятий, что в среднем составляет 7 предприятий на 1000 человек, тогда как в государствах Евросоюза

— от 35 до 68. Вследствие этого не используются большие потенциальные возможности для роста производства товаров и услуг, занятости и доходов населения, не вовлекаются в экономический оборот имеющиеся ресурсы (1).

По данным органов государственной статистики, за последние 3-4 года количество малых предприятий возросло на 150-200 тыс. единиц, или примерно на 15-20%. Однако многие специалисты скептически относятся к данным о росте численности предприятий, учитывая тот факт, что «принцип одного окна» привел к значительному росту фиктивных фирм-однодневок, так как с вступлением в действие с 1 января 2003 г. Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и ряда других сопутствующих нормативно-правовых актов значительно упростилась процедура организации бизнеса.

По мнению директора центра «Предпринимательство и малый бизнес» Высшей школы международного бизнеса АНХ при правительстве РФ А. Колесникова, сегодня, как и в предыдущие годы, примерно 50% всего малого бизнеса продолжает находиться в тени. «По нашим данным, количество предприятий малого бизнеса не растет. Да и, вообще, не стоит обращать внимание на число зарегистрированных фирм, поскольку большинство из них фиктивные. У каждого малого предпринимателя имеется как минимум четыре фирмы

— для хеджирования рисков, при этом три предприятия будут существовать только на бумаге с нулевыми балансами. Если по какому-то направлению налоговики захотят предпринимателя прижать и решат закрыть его счет, он сможет быстренько перекинуть свои деньги на счет другой компании, — отмечает А. Колесников.

— Ситуация с малым бизнесом изменится только в том случае, когда государство создаст реальные условия для его выхода из тени. Пока что Россия поражена коррупцией. Несмотря на то что налоговое бремя несколько снизилось, накладные расходы остаются по-прежнему очень высокими — только затраты на

бухгалтерское обслуживание могут составлять половину от всей прибыли малого предприятия. В такой ситуации говорить о выходе из тени неправомерно» (6).

Сегодня совершенно ясно, что снижение темпов развития малого бизнеса и его фактическая стагнация вовсе не результат насыщения им экономики страны. Данная обстановка может быть объяснена наличием совокупности сдерживающих факторов в экономике на макро- и особенно на микроуровнях. По оценкам экспертов, для нашей страны с ее масштабами и численностью населения малых предприятий должно быть как минимум 5-6 млн. Только в этом случае экономическая ситуация и положение самого малого бизнеса могли бы существенно измениться.

Органы государственной власти понимают необходимость решения проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса, однако ставится вопрос о наличии политической воли в сложившихся обстоятельствах. В частности, в преамбуле Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000 — 2001 годы (кстати, последней из целого ряда) достаточно четко обозначено следующее: «Достигнутый к настоящему времени уровень развития малого предпринимательства недостаточен для быстрого создания новых рабочих мест, оживления спроса-предложения на местных товарных рынках, появления самостоятельных источников дохода за счет частнопредпринимательской инициативы у значительной части экономически активной части населения, снижения социальных нагрузок на расходы бюджетов всех уровней» (10).

Ниже признается, что «в последние годы отраслевая структура малых предприятий практически не меняется. Непроизводственная сфера деятельности (прежде всего, торговля, общественное питание) остается более привлекательной, чем производственная. После августа 1998 г. от 25 до 35 процентов малых предприятий фактически прекратили свою деятельность. Остальные перешли к сохранению масштабов своего бизнеса в докризисном периоде за счет снижения численности персонала и оплаты его труда» (10).

Далее в Программе перечислены следующие проблемы, сдерживающие развитие малого предпринимательства:

— несовершенство системы налогообложения; нестабильность бюджетного финансирования федеральной и региональных программ поддержки малого предпринимательства;

— неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий; отсутствие механизмов самофинансирования (кредитные союзы, общества взаимного страхования и др.);

— ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризируемых предприятий; отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей;

— организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с рынком и с государственными структурами;

— административные барьеры на пути развития малого предпринимательства.

Хотя данная Программа была разработана более 8 лет назад и юридически действовала до конца 2001 года, перечисленные проблемы, как и многие другие, не утратили своей злободневности и сегодня. К другим не менее важным проблемам можно отнести: криминалитет и неправовые действия правоохранительных и силовых структур в отношении малого бизнеса; социально-трудовые отношения в российском малом предпринимательстве; имущественные проблемы и имущественная поддержка.

Рассмотрим наиболее существенные из них.

Бытует мнение, что одной из причин низкой эффективности малого бизнеса в России является высокое налоговое бремя для субъектов малого предпринимательства, с одной стороны, и их незначительный налоговый вклад в консолидированный бюджет РФ, с другой. Однако, как и в случае с экономической ролью, данное представление не вполне объективно. Отсутствие единой классификации ведет к противоречивым оценкам и на уровне налогообложения.

В настоящее время российский малый бизнес оказался абсолютно незамеченным в налоговом законодательстве. Парадоксально, но факт: Налоговый Кодекс не содержит упоминания о субъектах малого предпринимательства (8). Обе главы — 26.2 и 26.3, якобы вводящие специальные налоговые режимы для малого бизнеса, определяют иной круг лиц, не соответствующих понятию субъекта малого предпринимательства по федеральному закону от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (12). Так, упрощенная система налогообложения, допуская максимальную численность работников до 100 чел. независимо от вида предприятия, вводит дополнительные ограничения по доходам и стоимости внеоборотных активов предприятия. Что же касается единого налога на вмененный доход, то его плательщиков отнести к категории малого

предпринимательства можно лишь по видам деятельности, наиболее характерным для малого бизнеса. Но и это неоднозначно: оказывать бытовые, ветеринарные, ремонтные и т.п. услуги может любое предприятие, независимо от численности работников. Таким образом, Налоговый Кодекс оперирует иными понятиями и говорить о том, что в нем предусмотрен особый порядок налогообложения для субъектов малого предпринимательства, некорректно (4).

Журнал «Эксперт» по этому поводу отмечает: «Все еще длится реформа налогового администрирования, вызывающая массу споров, критики, кривотолков и со стороны народных избранников, и со стороны бизнес-сообщества. Возможно, хотя надежд на это немного, в Министерстве финансов все же прислушаются к мнению представителей бизнеса и учтут их требования по зачастую возникающему двойному налогообложению или возврату экспортного НДС. Но требования ли это? То, что не замечается и игнорируется, превращается в притворство, фарс. За последние два-три года единственно значимое для малого и среднего бизнеса решение правительственных ведомств принято лишь в части введения упрощенного налогообложения. Других-то и не было» (9).

Налоговые новации, в том числе принятие и последовавшие корректировки Налогового кодекса, не всегда решали назревшие проблемы, а часто, наоборот, ставили новые вопросы для бизнеса. Так, тяжелым бременем для малого бизнеса стало раздельное ведение бухгалтерского и налогового учета. В связи с введением главы Налогового кодекса «Налог на прибыль организаций» отменены ранее действовавшие льготы на прибыль для вновь созданных малых предприятий в ряде производящих отраслей. Между тем в США, например, вновь созданные МП в течение 2 лет вообще освобождены от уплаты каких бы то ни было налогов — их владельцы платят лишь подоходный налог (8. С. 84). Кроме того, абсолютное большинство предприятий развитых стран относятся к категории малых и средних, поэтому налоговая система изначально строится исходя из интересов малого бизнеса и дополнительных льгот, как правило, не существует.

Таким образом, можно сказать, что в целом действовавшая до недавнего времени система налогообложения малого бизнеса не создавала благоприятных условий для его развития, а декларируемые цели снижения налогового бремени, упрощения отчетности и учета для субъектов малого предпринимательства не реализовывались.

По некоторым данным, доля расходов на преодоление административных барьеров при входе на рынок в среднем составляет 10-15% от выручки, во многих случаях наличие этих препятствий вынуждает отказываться от реализации проектов, так как резко снижается эффективность инвестиций. Наличие серьезной проблемы развития малого предпринимательства очевидно, что также признается и во властных структурах. Например, в Постановлении Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 16 марта 2007 г. № 92-СФ «О докладе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2006 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации» подчеркивается, что «развитие малого и среднего бизнеса невозможно без устранения административных барьеров, которые наиболее ощутимы при осуществлении в отношении субъектов малого предпринимательства контрольно-надзорных мероприятий (проверок). С целью совершенствования системы государственного контроля (надзора)… следует внести изменения, направленные на устранение неэффективного государственного вмешательства в экономику, а также обеспечивающие передачу избыточных государственных функций организациям саморегулирования».

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.