Анализ малого и среднего бизнеса

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ

Хасанова Гульназ Фарисовна

студент 4 курса экономического факультета Набережночелнинского института КФУ, г. Набережные Челны

Email: gulnazkhf@gmail.com

Кузнецова Светлана Борисовна

научный руководитель, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики предприятий Набережночелнинского института КФУ,

г. Набережные Челны

Малое и среднее предпринимательство — неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, он способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создавать дополнительные рабочие места. В современных условиях РФ, когда процесс становления малого бизнеса в нашей стране находится на начальном этапе, его дальнейшее развитие в количественном и качественном плане является важнейшим фактором поступательного подъема национальной экономики.

В экономике России субъекты малого и среднего предпринимательства имеют сравнительно небольшой удельный вес. По статистическим данным на 2014 год в РФ было зарегистрировано 5,6 млн. таких предприятий, а их доля в ВВП составила около 29%. Стоить отметить, что в экономически развитых странах, таких как США, странах ЕС, некоторых азиатских странах, данный показатель варьируется от 40% до 60%. Например, в Японии доля малого бизнеса составляет 90% от числа всех предприятий, на них приходится около 55% ВВП страны. И чем выше данный показатель, тем быстрее и эффективнее государство справляется с кризисными ситуациями. Это связано с тем, что по статистике именно в кризисный период в сфере малого бизнеса наблюдается подъем и максимизация всех основных экономических показателей [1].

В структуре субъектов малого и среднего предпринимательства наибольшую долю составляют индивидуальные предприниматели — 62,8%, остальная часть (37,2%) представлена юридическими лицами, которые в свою очередь имеют в своем составе микропредприятия — 32,7% , малые предприятия — 4,2% и средние предприятия — 0,3%.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то их число сокращается: если в 2012 году их насчитывалось около 4 млн., то в 2013 году из-за повышения страховых взносов их количество снизилось на 12,5% и составило 3,5 млн., в 2014 году их число продолжало сокращаться, хотя и более низкими темпами, таким образом, зарегистрированных ИП стало 3,38 млн.

Динамика количества малых и средних предприятий за 2011-2014 гг. представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Число малых и средних предприятий в 2011-2014гг. (на конец года), тыс. [2]

Как видно из приведенных выше данных, число малых предприятий в течение всего рассматриваемого периода имело тенденцию к повышению, в то время как количество средних предприятий снижалось. Но, несмотря на такую отрицательную динамику, общее число предприятий продолжало увеличиваться, в наибольшей степени за счет роста числа малых предприятий.

Если обратить внимание на количество малых и средних предприятий в 2013 и 2014 годах, то можно заметить, что динамика показателей по всем видам предприятий была очень слабой.

Рис.1 Динамика оборота малого и среднего бизнеса в России с 2011 по 2014 гг., млн. рублей.

На представленной на рис. 1 диаграмме видно, что в 2014 году оборот предприятий малого и среднего бизнеса вырос на 30,2% по сравнению с 2011 годом, и таким образом, на протяжении всех 4 лет данный показатель уверенно повышался.

На основе рассмотренных статистических данных можно сделать вывод о том, что за период с 2011 по 2014 год наблюдался не только рост числа малых и средних предприятий, но также и увеличение их общего оборота. На положительную динамику оказало влияние относительно стабильное состояние экономики в данный период.

Предприятия малого и среднего бизнеса имеют неравномерное территориальное распределение внутри страны. Наибольшее количество малых и средних предприятий сконцентрировано в Центральном федеральном округе (около 33%), далее идет Приволжский федеральный округ (19%), Северо-Западный и Сибирский федеральные округа (14% и 12% соответственно). На долю остальных четырех регионов (Уральский, Северо-Кавказский, Южный и Дальневосточный федеральные округа) приходится 22% всех предприятий малого и среднего бизнеса. Такое распределение вызвано рядом факторов, к которым можно отнести инфраструктуру региона, численность населения, уровень и качество жизни, особенности нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности. Например, неблагоприятная демографическая ситуация в некоторых регионах (Дальневосточный, Сибирский федеральные округа) и, как следствие, низкий спрос на товары и услуги ограничивает развитие предприятий малого бизнеса.

Отраслевая структура предприятий малого и среднего бизнеса не претерпевала значительных изменений в течение последних лет. Более подробно данная структура представлена на рис.2.

Рис.2. Отраслевая структура предприятий малого бизнеса в 2014г. [3].

Неизменно наиболее популярными видами деятельности остаются оптовая и розничная торговля (их доля в 2014 г. составила 39% от общего числа предприятий), за ними следуют предоставление услуг и операции с недвижимым имуществом (20%), строительство (12%), обрабатывающие производства (9%). Наименьший удельный вес имеет сельское хозяйство (3%), добыча полезных ископаемых и производство электроэнергии (1%), образование, здравоохранение, социальные услуги и другие виды деятельности в сумме имеют долю в 9%.

По итогам проведенного анализа можно сделать вывод о том, что за последние несколько лет субъекты малого и среднего предпринимательства продолжают развиваться и набирать обороты, однако существует определенные проблемы, которые ощутимо сказываются на их деятельности.

Наиболее важными являются проблемы, связанные с финансированием малого и среднего бизнеса. Здесь ситуация остается довольно сложной, прежде всего из-за высоких процентов на кредиты, которые предприятия не могут себе позволить. Еще одним препятствием остается недоступность госзаказов. Это связано в первую очередь с тем, что по данному вопросу государство в большинстве случаев отдает предпочтение крупным предприятием.

Требуется разработка и внедрение новых, более эффективных программ, которые позволят увеличить долю малого бизнеса в ВВП страны. Для этого, прежде всего, следует ослабить административные барьеры, упростить бюрократические процедуры, снизить налоговую нагрузку, а так же укреплять сотрудничество в сфере госзаказов. Тогда предприятия смогут быть уверенными в своих возможностях и перспективах.

Таким образом, для дальнейшего развития предприятий малого бизнеса государству необходимо продолжать политику по их поддержке, так как малые и средние субъекты предпринимательства имеют большое значение для экономики всей страны. Благодаря своей быстрой адаптации к различным внешним факторам, они могут способствовать стабилизации и улучшению состояния экономики во время кризисов, эта гибкость является их преимуществом перед крупным бизнесом.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.