25 причин прийти в бизнес

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»… Помните эту цитату из гениального Льва Толстого? А ведь ее можно в определенном смысле приложить не только к семьям, но и к корпорациям… Истории крахов бизнес-проектов бывают весьма оригинальны, и в них куда меньше единых закономерностей, чем в историях успеха…Одни компании умудряются возродиться после падения, сумев сделать из неудач выводы, а другие — так и не могут прийти в себя и погибают. И те, и другие истории — являются хорошим уроком для предпринимателей и менеджеров, достаточно мудрых для того, чтобы учиться на чужих ошибках.

Об историях крахов корпораций написаны целые книги, и я очень рекомендую почитать их, а пока — постараюсь привести хотя бы несколько характерных причин и примеров, из которых стоит делать выводы, создавая и развивая свой бизнес.

Одна из весьма распространенных причин грандиозных провалов — это мошенничество: обман, коррупция. Причем, аферисты в менеджменте компаний бывают весьма изобретательны.Например, китайский Wal-Mart, считавшийся один из самых успешных подразделений компании, потерпел крах благодаря тому, что его менеджмент долгое время «имитировал успех» при помощи изощренной системы приписок — типа повышения цен на товары в конце месяца с целью имитации более высоких финансовых показателей, чем есть на самом деле, или фиктивных оптовых продаж. Но все тайное рано или поздно становится явным, и китайский Wal-Mart рухнул. Вывод тут однозначный — делайте ставку на честных менеджеров. Горькая правда всегда лучше сладкой лжи.

А вот такие гиганты, как английская South Sea Company или американская WorldCom, погибли из-за банального мошенничества представителей топ-менеджмента, направленного на обогащение. Здесь следует говорить о необходимости жесткого кадрового отбора, бдительного контроля и качественной работы служб безопасности. Все это вроде бы очевидно, но миллионы фирм по всему миру постоянно пренебрегают этими простыми правилами, и становятся в итоге жертвами аферистов…

Некоторые огромные успешнейшие компании умудряются допускать в сжатые сроки целый букет непростительных ошибок. Великолепным примером является Nokia. Не так давно этот бренд был синонимом словосочетания «качественный мобильный телефон». Ну и где он сегодня? Основанная еще в Российской империи компания более ста лет благополучно работала и несколько десятилетий просто процветала. Но потом достаточно было принять на руководящую должность человека с явно «сторонними» интересами и не суметь определиться с приоритетным направлением развития, пытаясь конкурировать с Apple и Samsung одновременно, — и Nokia теперь просто нет! Десятилетия прошлого успеха не помогли! История падения Nokia может научить многому. Но самое главное, чему она, как по мне, все же учит — это навыку никогда не расслабляться…

Одна из величайших киностудий мира — Metro-Goldwyn-Mayer — получила в свое время настолько жестокий удар, что так и не смогла после него прийти в себя. На определенном этапе ее руководство решило отойти от традиционных мюзиклов и сделать ставку на эпические картины. С художественной точки зрения такая стратегия себя оправдала — было море «Оскаров», признание публики, страницы в учебниках по истории мировой кинематографии… Но менеджмент Metro-Goldwyn-Mayer видимо забыл, что студия — не общественный, а коммерческий проект.

Эпические картины съедали огромные бюджеты, а полное сосредоточение на одном шедевре приводило к провалу десятков других картин. Для искусства это вроде бы и не важно, главное — получившийся шедевр. Но в бизнесе, к сожалению или к счастью, — совершенно другие правила. Киностудия стала скатываться в пропасть. Некоторое время ее поддерживали скорее имиджево, чем финансово оправданные инвестиции Кирка Киркоряна, но принципиально это все равно ничего не изменило. После нескольких десятилетий прозябания в ноябре 2010 года студия была объявлена банкротом…

История Metro-Goldwyn-Mayer учит нас тому, что бизнес — это всегда в первую очередь бизнес, а уже во вторую — все остальное — искусство, творчество, наука. И живет он по правилам бизнеса. А без цельной стратегии, направленной на достижение коммерческого успеха, бизнес жить не может!

А вот пример умения делать работу над ошибками даже в самой катастрофической ситуации, после самых грубых просчетов — дает нам компания Kodak. Будучи одним из признанных мировых лидеров во всем, что связано с товарами для фотографии и кинематографии, Kodak умудрилась сделать открытие, определившее их развитие и, простите, бездарно его недооценить. Менеджмент компании, которая изобрела цифровую фотокамеру, вопреки здравому смыслу сделал ставку на «традиционные» материалы и требовал от своих подчиненных увеличивать продажи пленочной продукции. Потеряв драгоценное время, Kodak смог занять позиции на рынке цифровой техники, лишь понеся серьезные убытки. Все это привело к плачевному состоянию компании, котировки ее акций рухнули. Несмотря на это, компания начала понемногу возрождаться, уйдя из «массового» сегмента и сконцентрировавшись на производстве успешных бизнес-продуктов…

Несколько раз на грани краха была и компания, сегодня считающаяся едва ли ни символом успеха — Apple. Наверное, все знают, как она прозябала без Стива Джобса, которого «мудрые» руководители умудрились выжить на годы. Кадры — решают очень многое, и недооценка профессионалов может стоить очень и очень дорого…

Истории крахов известных компаний в очередной раз доказывают простую истину — удерживать и развивать успех бывает гораздо сложнее, чем его достигать. И чтобы не допустить падения в бизнесе, нужно соблюдать три основные правила: не расслабляться, контролировать, учиться. Предугадать всё сразу и застраховаться от всех неприятностей — невозможно. Это — ежедневный труд. Но никто и не обещал, что в бизнесе будет легко…

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.